«аппетитный» свет в столовой

Свет в столовой предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей «подачи» сервировки стола. Не стоит забывать о том, как важен процесс подготовки организма к приему пищи. Красивая сервировка, правильно освещенная, стимулирует звуковые, световые, слуховые и другие анализаторы, помогающие организму подготовиться к трапезе, выработать желудочный сок. Недаром в дореволюционные времена в каждом обеспеченном доме строго соблюдались традиции приема пищи: вся семья собиралась за большим, уютно освещенным обеденным столом, покрытым накрахмаленной скатертью и салфетками. В лучах теплого света особенно изящно выглядел тонкий фарфор, переливался бликами сияющий хрусталь и начищенные до блеска столовые приборы, трапеза происходила неторопливо, велись тихие беспредметные разговоры. Вообще, священнодействие этого ритуала во все века было окружено особой атмосферой: считалось, что за столом должны царить покой и доброжелательность. В императорских дворцах и семьях крупных европейских вельмож было принято украшать столы живыми цветами, а обеды проводились под звуки струнных оркестров.

Можно выделить основной принцип освещения столовой: максимальное выделение стола, легкое обозначение периметра комнаты и иногда затенение потолка.

Основная функция, которую должны выполнять расположение и вид светильников в столовой, — формирование на поверхности столешницы комфортного светового пятна, которое зачастую является достаточным условием благоприятного освещения. Здесь главное правило заключается в том, что стол должен быть освещен полностью. Светильник с абажуром помещают так, чтобы при самом низком его положении пятно света совпадало с краями столешницы. В любом случае оно не должно быть меньше окружности стола. Обычно для освещения столешницы используется прямой направленный световой поток. Это достигается расположением в зоне стола светильников с открытой нижней частью. Светильники с открытым верхом образуют световые пятна и на потолке (рис. 52).

В отличие от гостиной, обязательно требующей общего освещения, локальный, сосредоточенный на столешнице свет в столовой можно считать альтернативой основному освещению, которым в этом помещении иногда даже можно пренебречь. Однако в этом случае местное освещение функционального центра трапезной не должно оставлять углы комнаты чрезмерно темными.

Можно использовать, например, и такие подвесные осветительные приборы, конструкция которых позволяет регулировать их высоту — поднимать или опускать к обеденному столу.

Чем ближе к поверхности стола находится осветительный прибор, тем уютнее выглядит помещение. Например, лампа под большим абажуром, низко висящая над столом, особо подчеркнет единство и сплоченность собравшейся за трапезой семьи, в которой царит взаимопонимание. Несмотря на то, что такой вариант освещения пришел к нам из прошлого столетия и сегодня кому-то может показаться старомодным, лампу с матерчатым абажуром можно назвать классическим вариантом для столовой. Ткань абажура очень эффектно рассеивает и ограничивает световой поток, а ее цвет позволяет создать вокруг такого светильника окрашенный, обволакивающий полумрак. При этом на столешницу из-под абажура падает яркий прямой свет.


Модные абажуры сегодня производят из стекла, ткани и даже металла. Тканевые абажуры делают свет мягким и особенно уютным. Однако, к сожалению, многие из них — например, шелковые абажуры — недолговечны, не выдерживают слишком мощных ламп, быстро выгорают.

В интерьерах стиля «Hi-Tech» прекрасно смотрятся абажуры, изготовленные из блестящего или матового хрома. Новым модным веянием являются так называемые «экологические» абажуры из дерева, бумаги, кожи или грубых волокон. Форма абажура может быть круглой, пирамидальной, дугообразной — практически любой, даже изображать голову птицы или зверя.

Абажур может быть сделан также из матированного белого или цветного стекла или другого полупрозрачного материала. Неплохо, если его цвет желтый, оранжевый или красный, то есть лежит в границах «теплой» зоны спектра. Ведь общеизвестно, что «теплый» свет благоприятен для внешнего вида кожи. Но если специфика интерьера диктует иное решение, можно использовать и «холодную» окраску абажура, однако в этом случае такая лампа не должна быть единственным источником света в столовой, и здесь следует установить другие светильники, желательно без характерной окраски. Делается это для смягчения холодного оттенка отфильтрованного света, который искажает цвет человеческих лиц.

Если в столовой находится единственный светильник, его абажур должен пропускать рассеянный свет до такой степени, чтобы позволить ему распространиться по всему помещению.

Необходимо выбрать такую высоту для светильника, чтобы он не закрывал сидящих за столом друг от друга и, разумеется, не слепил глаза. Не рекомендуется устанавливать над столом также мощный точечный источник света, поскольку он дает резкие тени, искажающие предметы и лица. Кстати, в связи с этим становится понятной традиция накрывать стол белой (или светлой) скатертью. Отраженный свет, равномерно исходящий от светлой матерчатой скатерти, корректирует тени на лицах участников застолья, смягчает резкость, создавая мягко отраженные и рассеянные лучи, идущие снизу.

Уровень расположения светильника над столом непосредственно зависит и от мощности его ламп: если источник света слабый, то он должен находиться ближе к столешнице. Высоко расположенный над столом источник света, наоборот, придает застолью атмосферу торжественности, иногда даже чопорности.

Основное освещение столовой может быть устроено также при помощи высокой настольной лампы. Прямой свет от нее должен падать строго вниз, к столешнице. При этом допустим и незначительный направленный вверх световой поток. По сторонам от такого светильника должен распространяться максимально мягкий, рассеянный свет. Отлично подойдут для обеденного стола и небольшие низкие лампы простой формы, излучающие спокойный свет и скромно дополняющие изысканную сервировку.

Светильников в столовой может быть и несколько. Обычно их количество и расположение подбирается в зависимости от формы стола: над круглым или квадратным столом светильники принято группировать вокруг одного центра, над прямоугольным — располагать линейно. Продолговатый обеденный стол можно освещать при помощи нескольких мелких светильников, высота расположения которых необязательно должна быть одинаковой. Сгруппированные источники света располагают в геометрическом порядке либо произвольно, с их помощью создают различные композиции, варьируя при этом длину штанг. Можно использовать и переносные светильники с фиксированным положением светового центра.

Расположение основного потолочного светильника определяется серединой функционального центра столовой, то есть стола, поэтому при проектировании «трапезной» желательно заранее продумать, как будет расставлена в ней мебель. В зависимости от планировочного решения возможны три основных варианта расположения светильника в столовой. Первый из них, когда стол находится точно в середине помещения, не нуждается в подробном описании — светильник традиционно крепится в центре потолка.

Если середина стола не совпадает с геометрическим центром потолка, рекомендуется соответствующим образом сместить светильник или сделать его «плавающим». К сожалению, такой прием не всегда уместен для потолка с симметричным узором. Но если потолок однотонный, без декоративных деталей, то источник света можно расположить практически в любом месте. При значительном смещении светильника целесообразно установить на потолке еще один.

«Плавающий» вариант освещения создается источниками света на подвижных рычагах и токопроводящих шинах. Для этого подойдут также высокие торшеры, которые позволяют освещать середину стола.

Нередко в процессе эксплуатации или в зависимости от статуса трапезы площадь стола или его место относительно центра помещения изменяется. В этом случае больше подойдут мобильные светильники на токопроводящих шинах, которые можно протянуть по потолку и даже по стенам (рис. 53).


Итак, основные источники света в столовой должны находиться над столом. Но иногда этого становится недостаточно, и в этом случае необходимо дополнять главные светильники вспомогательными. Для этого можно воспользоваться светильниками следующих разновидностей. Например, в просторной столовой можно установить равномерную подсветку по периметру с помощью развешанных по стенам бра. А в столовой небольшого

размера со стенами, не закрытыми мебелью, по контуру потолка можно расположить визуально расширяющие помещение точечные светильники. Если же у стен стоит мебель, целесообразно установить вдоль стен широкие карнизы, за которыми расположить встроенные светильники. Необычный эффект дает подсветка застекленных шкафов с посудой. Снабженные небольшим встроенным светильником, они служат дополнительным источником света благодаря его бликам, красиво отражающимся от драгоценного хрусталя и фарфора. Отдельными светильниками с не очень яркими лампами можно так же, как и в гостиной, подчеркнуть размещенные на стенах крупные предметы декора. Несмотря на небольшую мощность, они, тем не менее, создадут достаточное дополнительное ориентирующее освещение.

При помощи низких источников искусственного света можно подсветить дальние углы столовой.

Освещение столовой очень выигрывает от использования «живого» огня. Но, как правило, свет лампад и свечей довольно слаб. Оптимального эффекта можно достигнуть, расположив многочисленные огоньки на разных уровнях. Иногда можно создать интересные комбинации, сочетая с огнем свечей теплое сияние небольших электрических светильников.

Удачно организованное освещение позволяет преображать комнату, создавая по желанию теплую домашнюю или сдержанную официальную атмосферу. В этом помогает как большое количество источников света, так и возможность регулировки их параметров. Изменяя освещенность, можно разнообразить обстановку застолья, создавая ослепительный электрический блеск для торжественного случая или мягкий рассеянный свет для дружеского праздника, «поддерживаемый» локальными световыми зонами на столе и в других точках помещения.

А интимные застольные беседы лучше вести в окружении полумрака, для создания которого на стол устанавливают мелкие светильники.

Интересен вариант установки так называемого потолочного «фонаря» — кровельного окна в потолке столовой. Такое освещение наиболее естественно и особенно благоприятно для дневной трапезы. Ведь так приятно насладиться игрой солнечного луча, ожившего в бокале старого вина…

См.также:

Свет в гостиной
Никогда не стоит недооценивать значение освещения в гостиной. Ведь обычно именно это помещение — наиболее симпатично и желанно. Гостиная ассоциируется со спокойной, уютной обстановкой, островками мягкого света, где приятно и почитать книгу, и отдохнуть, и посмотреть телевизор. Создать необходимое настроение порой может всего один щелчок выключателя…

Свет в кабинете

Грамотное освещение кабинета очень важно: ведь это помещение предназначено для длительной и напряженной работы, а правильно расположенные светильники создают освещение, позволяющее работать дольше, не уставая, без риска испортить себе зрение. При этом надо учитывать, что условия освещенности в темное время суток должны максимально соответствовать дневным… Главная страница сайта | Главная страница раздела