Безупречность стиля и выразительность цвета

Считается, что универсальный вариант оформления интерьера приватной части жилья — светлые тона. Позитивное воздействие света, будь то естественного или искусственного, на настроение и самочувствие человека давно доказано научно. Ученые даже связывают осенние депрессии с недостатком света в связи с укорачиванием светового дня. Более того, например, в Швеции существуют кабинеты светолечения, где пациентов, страдающих депрессией, помещают в помещения с абсолютно белыми стенами, полом и потолком, залитые ярким светом. Давно известно, что большие светлые поверхности создают эффект более интенсивного освещения.

А вот обилие в интерьере больших темных плоскостей действует на психику человека с точностью до наоборот, и поэтому к таким изысканным интерьерам с черными или темными потолками и стенами необходимо относиться осторожно. Например, большие плоскости фиолетового цвета вызывают угнетенное состояние духа и могут привести к депрессии.

Сегодня многие ученые признают тот факт, что цвет — это абсолютно необходимый компонент для здорового существования человека. Яркие краски — источник жизненных сил, энергии и творческих ресурсов. Более того, их хронический дефицит губительно сказывается на здоровье. Недостаток ярких цветов, усиленный городским смогом мегаполисов, климат которых оставляет желать лучшего — серое безнадежное небо, нецветная слякоть, отсутствие зелени — приводит к появлению так называемого «цветового голода». Это не болезнь, но «цветовой голод», как и дефицит любых других сенсорных ощущений, весьма опасен, ибо оказывается причиной огромного количества заболеваний: и нервно-психических (хронической усталости, апатии, бессонницы), и органических. Ведь депрессивные состояния обязательно ведут к нарушению работы различных органов.

Сегодня многие ученые убеждены в том, что созерцание того или иного цвета на физиологическом уровне оказывает влияние на людей. Американские исследователи провели эксперимент: участвующие в нем студенты разных рас несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет. В результате вегетативные функции испытуемых (давление, пульс, частота дыхания) повышались. Когда же участникам эксперимента показывали темный синий цвет, их нервная система реагировала обратным образом: пульс успокаивался, давление падало, дыхание замедлялось.

В современном интерьере, где стилевое единство зачастую умышленно игнорируется, цвет становится ведущим началом, он как бы объединяет все элементы обстановки. Большую роль доминирующий в интерьере цвет и цветовые сочетания играют и в создании определенного настроения: ритмизируют пространство, подчеркивают архитектурное решение или, напротив, уничтожают его, создавая некую атмосферу в гамме модных цветов. Иногда предметами интерьера можно даже нейтрализовать влияние неудачно подобранного цвета обоев: например, красный цвет может вызывать головную боль, а включение в помещение зеленого пятна — смягчить это влияние. Белый цвет иногда вызывает чувство разочарования, но добавление желтого может поспособствовать концентрации внимания и эффективному поиску верных решений. Белый цвет уместен практически в любом интерьере, поскольку он словно уравновешивает все вокруг.

В последнее время все больше внимание обращается на то, что понятие цвета может быть применено и к искусственному свету. Его оттенки зависят от характера источника света. С точки зрения цвета свет можно разделить на «теплый» и «холодный». Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей.

На протяжении десятилетий господствующим освещением в городских квартирах было одноцветное освещение, однако сегодня традиционный желтоватый свет ламп накаливания повсеместно сменяют разноцветные сочетания света, которые эффектно подчеркивают архитектурные формы и главные элементы композиции — использование разноспектральных источников света превращается в дополнительное средство художественной выразительности.

Выбирая модные ныне цветные светильники, необходимо, одновременно учитывая цветовое решение интерьера — колорит стен, мягкой мебели, ковров и гардин, помнить, что любое искусственное освещение сильно изменяет цвет. В связи с этим опытные дизайнеры рекомендуют перед покупкой любого «цветного» элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели) «испытать» его образец не только при естественном свете в магазине, но и при освещении, которое будет установлено в квартире. Иначе, например, красивый голубой ковер и ансамбль голубоватой мебели и аксессуаров могут потерять все свое очарование в комнате с «теплым» освещением, поскольку благодаря ему приобретут невыразительный серый оттенок. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как «теплый» и «холодный» искусственный свет влияет на мутации цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при «теплом» освещении и очень слабым и сероватым при «холодном».

Возможно, для многих при оформлении интерьера своего жилья важными являются требования моды. Современная мода демократична и эклектична, однако смешение стилей вовсе не означает бездумного копирования или искусственного соединения разных исторических направлений. Напротив, модно объединять элементы двух-трех стилистических типов цветом, фактурой, общим решением дизайна, таким образом создавая новый стиль, более гибкий, более мобильный и открытый влияниям извне. Многие дизайнеры используют только отдельные детали стиля или, взяв какой-либо стиль за основу, трактуют его в духе современных представлений о комфорте, используя новейшие материалы и технологии, поскольку комбинации современных материалов позволяют легко найти решения, которые будут отвечать канонам конкретного стиля — начиная от классики и заканчивая постмодерном.

Классицизм отличают гармония, стройность и благородство. Возникший в середине XVIII века, этот стиль был своего рода обращением к древнегреческим идеалам красоты. Для построения интерьеров в то время была характерна анфиладность: комнаты словно «нанизывались» на прямой коридор. Сейчас это условие сохраняется исключительно редко, но для изготовления элементов интерьера по-прежнему применяются только дорогие, качественные и натуральные материалы. Этот стиль обычно созвучен основательным людям с традиционными взглядами.

Классический стиль может охватить многие периоды времени развития искусства интерьера, и поэтому он разрешает включить в современный интерьер все лучшее из разных эпох.

При решении интерьера в классическом стиле используются преимущественно красный, желтый, белый, серый, фисташковый цвета. Используются пейзажные ткани. В декоре окон обязательным элементом становятся карнизы, шторы с ламбрекеном, для мебели изготавливаются чехлы (из той же ткани, что и шторы).

В классицизме можно выделить такое своеобразное течение, как ампир, — стиль, который оформился в эпоху имперских амбиций Франции и в отличие от греческого классицизма взял за основу величественные образцы Римской эпохи. Это мужественный и холодный стиль, помпезный и гордый, предполагающий использование ярких и контрастных цветов, массивную мебель с бронзовыми накладками, различные римские и египетские симво-львиные маски, сфинксы, скрещенное оружие.

Некоторые искусствоведы называют ампир «безусловно мужественным» стилем.

Если это так, то самый «женственный» стиль, конечно, рококо, легкий и изящный, грациозный и уютный, кокетливый и интимный. Рококо отличают утонченная роскошь, интеллигентность, лиризм. С этим стилем связана целая эпоха (первая половина XVIII века). Считается, что именно тогда зародилось представление об интерьере как целостном ансамбле. Архитекторы в своих проектах стремились достичь полного декоративного единства всех составляющих комнатного убранства: росписей и орнамента стен и потолков, отделки пола, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей. В дизайне интерьеров, выполненных в стиле рококо, господствует прихотливый орнаментальный ритм с изощренно-изогнутыми линиями. Окна в стиле рококо выполняются от пола до потолка, в их оформлении преобладают пастельные цвета, завиток в рисунке, различные бантики, ленточки, розанчики. Стены оформляются в светлых тонах. Широко используются картины, живописные панно в затейливых рамах, многочисленные зеркала. Текстура предметов драпируется или скрывается под обильным декором: гирляндами цветов, раковинами, фигурками амуров.

В интерьерах, созданных под влиянием исторических стилей, преобладают орнаментальные темы — от изящного плетения арабесков до старинных гравюр и экспрессивных извивов восточной каллиграфии. Богатые орнаменты будут уместны в интерьере, оформленном в византийском стиле. Два основных цвета, используемых в византийском стиле, — золотой и пурпурный. Например, можно сосредоточить пурпурный цвет в спальне и каждое утро чувствовать себя настоящим императором, пор-фирогенитом («рожденным в пурпуре»). Постель как самое активное по цветовой насыщенности пятно можно увенчать балдахином из легких тканей с золотой каймой или с мелким золотистым рисунком. Окраска стен должна быть выдержана в той же гамме, но на тон светлее. В таком интерьере будут уместны классические иранские ковры, подушки различных размеров и конфигураций. В гостиной можно задрапировать мебель яркими «восточными» тканями, дополнив их подушками-валиками разных размеров в той же цветовой гамме.

Как «цельный и яркий» можно охарактеризовать еще один исторический стиль — «готический». Этот средневековый стиль впитал в себя византийскую роскошь и позаимствованную у арабов цветовую и световую организацию пространства. Для готического стиля в целом характерна большая декоративность интерьера, характерные рисунки — трилистник, звезда, полумесяц, золоченые изображения на темном фоне ткани. Общая атмосфера интерьера в готическом стиле напоминает средневековые миниатюры с их сочными, пронизанными светом цветами. Например, «готическую» спальню можно создать при помощи драпировок в изголовье кровати, имитирующих балдахин. Рекомендуемые цвета — светло-синий, изумрудный или салатовый. Рисунок на ткани должен быть достаточно мелким и ритмичным, золотисто-желтого цвета. Желательно выбрать характерные растительные мотивы: те же трилистник и крестоцвет. Фактура стен может быть гладкой, цвета лучше предпочесть пастельные, спокойные, как подобранные в тон драпировкам, так и контрастирующие с ними.

Готические мотивы сказочно преобразят детскую.

«Английский» стиль, или «колониальный», формировался на протяжении многих поколений. Сегодня это органичный сплав старого и нового, но прежде всего — лаконичность форм и продуманность деталей. Основной мотив этого стиля — вертикальная полоса, которая так или иначе повторяется в оформлении окон, стен, обивке мебели. «Английский» стиль выражается в наше время как в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианский стиль, чиппендейл, шератон), так и в эклектическом решении, органично включающем в себя дух и черты различных эпох «Итальянский» стиль отличают яркие, гармонично и тщательно подобранные цвета: бледно-желтый оттенок песчаного пляжа и розовые тона предрассветной дымки, песочно-желтый и оливковый, томный охристо-красный и терракотовый, много золота и синева, напоминающая о небе Италии.

«Восточный» стиль — это обилие золотых украшений, кистей, бахромы, бисера и стразов, роскошные парча и бархат, блестящий шелк, муары и воздушная органза, которые, переливаясь волшебным сиянием, напоминают дворцы магараджей и волшебные сказки Шахерезады. В современных интерьерах, испытывающих «восточное» влияние, предпочтительнее использовать, соответственно заданному образу, строгие серые, зеленоватые или синие цвета ночного неба или яркие желтые, оранжевые и красные тона жаркого дня.

Однако многие специалисты утверждают, что степень домашнего уюта и психологического комфорта в большей степени зависит от индивидуальности проживающих в доме людей, чем непосредственно от мебели и предметов, составляющих интерьер. Они отмечают, кстати, что пресловутое богатство выбора материалов на современном рынке при кажущемся положительном аспекте имеет и оборотную сторону: если следовать только веяниям моды и рыночной конъюнктуре, результат может неприятно разочаровать, поскольку интерьер окажется «искусственным», «неживым», то есть внесет в жизнь обитателей дома психологический дискомфорт.

Очень важно, например, какие именно предметы декора окружают человека в его «личных покоях». Психологи утверждают, что ежедневно созерцаемое материальное окружение оказывает на человека постоянное воздействие. Не случайно люди стараются не хранить на виду предметы, вызывающие неприятные или печальные воспоминания или ассоциации, а иногда даже стараются вообще избавиться от них. Иначе говоря, визуальное впечатление создает определенный психологический настрой, который, будучи негативным, способен рано или поздно привести к неприятным последствиям.

Имеет смысл обратить внимание и на различные экзотические предметы декора, связанные с иноземными культурами. Не следует забывать, что любой предмет, созданный руками человека, несет в себе энергетику, заложенную в него создателем, не говоря уже о вещах, связанных с религиозными культами. Экзотическая статуэтка, африканская или индонезийская маска, любая картина всегда создают определенный настрой, в зависимости от того, что из своей души вложил в них художник, и, к сожалению, порой могут оказаться далеко не безобидными.

См.также:

Свет — убаюкивающий или бодрящий
Наверное, излишне говорить о том, насколько важно для здоровья глаз и хорошего отдыха правильное освещение в приватной части квартиры. В спальне и гардеробной свет должен создавать максимальный комфорт ее обитателю, а в кабинете — обеспечивать необходимые условия для плодотворной работы… Главная страница сайта | Главная страница раздела