Если перед тем, как начать планировать интерьер детской, есть возможность выбрать из нескольких помещений, желательно отвести под детскую светлую, просторную комнату, расположенную ближе к входной двери в квартиру. А по мнению толкователей древнего учения фэн-шуй, получившего в последнее время большую популярность, это должно быть помещение с окнами, выходящими на восток. Можно встретить и такое любопытное утверждение, что, в идеальной ситуации, старший сын в семье должен жить в восточной части дома, а старшая дочь в юго-восточной. В такой комнате можно создать наиболее оптимальные условия для роста и развития ребенка, поскольку яркие солнечные лучи, заливающие по утрам комнату, будут оказывать благотворное воздействие на нервную систему малыша. Существует даже любопытное утверждение, что от ориентации детской (то есть количества проникающего в нее дневного света) зависят некоторые черты формирующегося характера: чем светлее в комнате, тем активнее идет развитие, тем легче формируются в характере жизнерадостность и открытость миру, и, наоборот, постоянное пребывание в комнате, ориентированной на север, развивает у человека сдержанность и серьезность.
Кроме того, можно найти рекомендации при возможности соблюсти следующие требования: потолок детской комнаты должен быть абсолютно ровным, без выпуклостей и выступов, высотой не ниже 2,9 м. Очень желательно, чтобы окна детской выходили на открытое пространство, а форма самой комнаты была близка к квадрату или прямоугольнику.
Конечно, в конечном итоге выбор комнаты для устройства детской в каждой семье зависит от конкретных обстоятельств и личных причин. Часто под детскую выделяется просто уголок в единственной комнате небольшой квартиры или самая маленькая комната в доме — это удобно для родителей. Действительно, малышу и крошечная комната долго может казаться просторной — во всяком случае, пока ребенок не пойдет в школу. Однако лучше, если помещение для детской выбирается, как говорят, «на вырост». Может быть, сначала оно даже покажется родителям чересчур просторным для малыша, но пройдет несколько лет, и комната станет ребенку как раз «впору». Ведь часто бывает так, что нет возможности «перемещать» детскую по мере роста ребенка, а ему со временем требуется все больше места: для выполнения школьных уроков и любимых занятий, для игр и общения с друзьями.
Интересно можно оформить детскую, расположенную в мансарде. Здесь кажущиеся взрослому неудобными ограничения в виде стоек и балок перекрытия могут создать дополнительные возможности, которые едва ли реализуемы в помещении прямоугольной формы. Например, небольшая антресоль под коньком крыши способна сделаться укромным местом для игр, а кровать, размещенная под скатом потолка, — создать ребенку небольшую «приватную зону» для уединения (рис. 1).
Интересный проект перепланировки однокомнатной квартиры для молодой семьи с ребенком дошкольного возраста предложила несколько лет назад дизайнер И. Эппле, опубликовав его в журнале «Идеи вашего дома» (№ 6, 2000). Такая планировка может оказаться удобной для квартиры, ориентированной окнами на юг, поскольку позволяет создать наилучшие условия освещения (рис. 2 и 3).
Перед дизайнером была поставлена непростая задача — создать все необходимые помещения на пространстве небольшой однокомнатной квартиры, явно недостаточном для этой цели. Тем не менее проектировщикам удалось найти интересный вариант, позволяющий семье разместиться с комфортом. Перегородки были установлены так, что «ось» прихожей приобрела направление в гостиную, а площадь прихожей расширилась за счет санузла, «передвинувшегося» на место бывшей кладовой. Под гардеробную был выделен один из темных углов гостиной. Кухня немного «вьщвинулась» в прихожую и благодаря этому получила возможность играть дополнительную роль столовой. А утепленная лоджия, совмещенная с частью пространства, на котором раньше находилась кухня, позволила создать достаточно просторную и светлую вторую комнату — детскую. Поскольку по техническим причинам расширять проем, ведущий на лоджию, и демонтировать несущую стену под окном было нежелательно, эту стенку использовали в качестве опоры для стола. А перемычку окна помог скрыть подвесной потолок (рис. 4).
Для экономии пространства многие двери были сделаны раздвижными, что придало интерьеру легкость и воздушность, А для большей освещенности кухни (и дополнительного комфорта в детской) перегородку между этими комнатами сделали полупрозрачной.
Однако далеко не всегда дизайнеры ограничиваются одним вариантом планировки квартиры. Например, в журнале «Идеи вашего дома» за 2001 год (№ 1 (36) было опубликовано сразу несколько дизайн-проектов для трехкомнатной квартиры, где проживала семья из трех человек: родители с ребенком (рис. 5).
Архитекторам-дизайнерам нужно было создать просторную спальню, уютную гостиную, где можно принимать друзей, и детскую, в которой была бы учтена возможность появления еще одного члена семьи.
Архитектор Ю. Долгополова предложила сразу два варианта планировки. Преимущества первого из них заключались в большой кладовой и обилии встроенных шкафов, и предполагалось, что кухня будет вынесена в отдельное вместительное помещение (рис. 6).
Однако при этой планировке детская, к сожалению, имела небольшие размеры, что было нежелательно для хозяев квартиры. Поэтому во втором проекте того же архитектора детская стала более интересной из-за сложной пластики стен. Обилие света и нестандартная планировка создали в ней неповторимое ощущение непринужденной радости и комфорта (рис. 7).
Интерьер предполагает использование необычных деталей, что исподволь развивает фантазию и пространственное мышление ребенка. Комната получилась достаточно большой, в ней смогут удобно разместиться и два малыша. А расположенный рядом отдельный детский санузел, безусловно, будет очень удобен — особенно если взрослые гости засидятся допоздна. Небольшим недостатком этой планировку можно назвать, пожалуй, лишь недостаточное количество встроенных шкафов.
Для этой же квартиры архитекторы А. Медлева и Р. Войтинская предложили еще один интересный вариант планировки (рис. 8).
В данном проекте дверь в детскую ведет прямо из прихожей через коридор-галерею, который словно рассекает пространство надвое (а при соответствующем оформлении может и визуально его расширить). Дверь в детскую предполагается оформить матовым стеклом, пропускающим свет.
Когда же, наконец, помещение для детской определено, наступает следующий этап — создание интерьера. Самое главное правило, которое здесь обязательно должно быть соблюдено, — обеспечение здоровья и безопасности ребенка. Детская комната должна хорошо обогреваться и проветриваться. Окна и двери, а также электроприборы — розетки, обогреватели, светильники — должны быть исправны и устроены с соблюдением всех правил техники безопасности. Отделочные материалы, используемые в оформлении Детской комнаты, должны быть экологически чистыми и прочными, рисунок обоев и тканей — непременно жизнерадостным и веселым, а все поверхности — красивыми, гладкими и теплыми, приятными на ощупь, допускающими влажную уборку.
Конечно, устройство интерьера детской зависит от возраста ребенка, который будет в ней жить.
По мнению психологов, первую в своей жизни отдельную комнату ребенок должен получить уже на втором году жизни. Своя комната не только порождает у малыша чувство психологической защищенности, но и впоследствии формирует его мироощущение: развивается чувство ответственности, самостоятельности, собранности. Все это играет весьма важную роль в развитии и становлении личности.
На протяжении всего детства обстановка детской неизбежно подвергается изменениям. Специалисты называют три основных «рубежа»: первый раз детская обустраивается, когда ребенок начинает ходить, затем в начале школьной жизни и, наконец, когда малыш превращается в подростка.
Пространство, где только начинает жить маленький человек, не должно содержать высоких неустойчивых конструкций. Кроватку новорожденного ребенка нужно установить в теплое, светлое место, однако подальше от окна или батареи, чтобы защитить малыша от сквозняков. Если кровать стоит у стены, то непосредственно над кроватью лучше ничего не помещать: никаких картин, ковров, полок. Лучше, если ребенок будет лежать головой на север, вдоль вектора магнитного поля Земли. Специалисты в той комнате, где находится младенец, советуют освободить от вещей верхние полки стеллажей и шкафов и перенести ближе к полу все предметы, издающие при падении громкий стук, чтобы случайный громкий звук не травмировал уязвимую психику маленького ребенка.
В комнате дошкольника должно быть как можно больше свободного пространства для игр.
Пол должен быть чистым, гладким, но не скользким, свободным от громоздкой мебели и прочих препятствий.
Чтобы освободить больше пространства для движения, можно компактно собрать мебель на небольшом участке комнаты. Желательно, чтобы такая детская не имела никаких архитектурных элементов интерьера, вроде различных колонн, выступов, арок. Если для ребенка выделен уголок общей комнаты, его можно, например, отделить от основного пространства двумя диванами, поставив их спинками друг к другу, и создать настоящий «детский островок», положив на пол разноцветный коврик с буквами и цифрами и расставив вокруг любимые игрушки ребенка. Для хранения необходимых предметов и для игры ребенку можно дополнительно выделить легкий ящик-сундучок или сшить из поролона и лоскутков цветной тряпочный домик. На потолок над таким «островком» можно повесить маленькие звездочки и легкий надувной глобус.
Чем старше становится ребенок, тем острее он начинает ощущать себя личностью, его вкусы и предпочтения начинают определяться. В это время можно начать переоборудовать детскую, понемногу убирая ненужные предметы, и оформлять пространство в соответствии с увлечениями ребенка.
Например, в годы учебы в школе, когда происходит ориентация ребенка на специфические задания и упражнения, свободное пространство на полу становится менее важным, а требуется определенная мебель функционального назначения: письменный стол, книжная полка, стеллажи.
Поскольку для ребенка его детская имеет такое же значение, как и вся квартира для взрослого, она должна сочетать в себе наилучшие условия для сна, занятий, отдыха и игр.
В детской требуется создать атмосферу, позволяющую спокойно и комфортно протекать разным процессам, сильно отличающимся по эмоциональной насыщенности: сну, отдыху, играм, учебе ребенка.
Для этого многие дизайнеры советуют использовать метод зонирования. Традиционно детская делится на три-четыре зоны: учебная, игровая, зона сна и отдыха. Если в семье несколько детей, то желательно организовать эти несколько зон для каждого из них индивидуально. Каждый ребенок должен иметь не только свое место для сна, но и свое рабочее место, собственное пространство для игр. Кстати, некоторые психологи высказывают мнение, что резкую границу между пространством для серьезных занятий и игр проводить не следует. Таким образом, игра и учеба сблизятся в восприятии ребенка, вместо того чтобы стать для него противоположными понятиями. Вначале обучение даже может стать элементом игры. По мнению специалистов, наиболее подходящей для игр и учебы считается зона около входной двери в комнату, как наиболее активная. Если здесь устанавливается стол, желательно, чтобы ребенок, садясь за него, оказывался спиной к стене и лицом к двери. Желательно также, чтобы игровая и учебная зона не просматривались со спального места.
Вообще, требование к «зонированию» детской, по мнению специалистов, вполне может соблюдаться с известной долей условности, единственное место, которое все же желательно так или иначе обособить — это зона отдыха, в которой размещается детская кровать. Комфортно, когда кровать располагается в уютной нише. Из соображений безопасности над детской кроватью не рекомендуется размещать навесных предметов — стеллажей, полок. Вокруг кровати должно быть достаточно свободного пространства — это намного комфортнее, по мнению психологов.
Для разделения комнаты на отдельные сектора можно использовать шкаф, а еще лучше стеллаж с открытыми полками, который пропускает дневной свет и таким образом не создает сумрака, перегораживая комнату. Оригинальной и функциональной альтернативой стеллажам может стать изящная и прочная система панелей, крепящаяся к стене по горизонтали. Можно найти и нетрадиционное решение, например, разделив комнату с помощью жалюзи.
Функциональные зоны детской можно выделить, осветив их особым образом, выделив места для игры, учебы и сна разным цветом стенового или напольного покрытия. Вариантов деления существует множество. Например, в последнее время в дизайне детских комнат пользуется популярностью методика так называемого подиумного деления, позволяющая очень рационально использовать пространство (рис. 9).
Согласно этой методике, детская комната делится на две части, в одной из которых устанавливается подиум (высотой, как правило, чуть больше полуметра). С одной стороны на подиум ведут две-три ступеньки с нескользящим покрытием, а с другой стороны подиум остается открытым. Под подиумом можно разместить кровать, выдвигаемую только на время сна. Вторая часть
комнаты остается свободной и может быть использована, например, для игры. На самом подиуме чаще всего устраивают учебное место ребенка: стол, тумбочки, полки на стенах, небольшой книжный шкаф. Кровать не обязательно должна убираться под подиум: можно приобрести ее отдельно и установить как самостоятельный предмет мебели.
Для учебы и занятий в комнате необходимо выделить самое светлое место. Как правило, для этого чаще всего используется пространство у окна, где устанавливаются стол и вместительные стеллажи. Очень важно оборудовать «рабочую зону» ребенка по всем правилам научной организации труда — это играет немаловажную роль в учебном процессе.
Не помешает и зона отдыха — укромный уголок для релаксации, например, небольшой уютный диванчик с низким столиком, который поможет противостоять искушению поваляться днем на кровати. Этот предмет мебели будет удобен и тогда, когда ребенок будет принимать у себя в комнате гостей.
К сожалению, распространено мнение, что зона отдыха в детской — излишество. Обустраивая детскую, многие родители не принимают во внимание возможное присутствие в ней гостей — сверстников ребенка и не включают в план обстановки диван или пару кресел дополнительно к кровати малыша. Между тем специалисты утверждают, что зона отдыха в детской комнате необходима ее хозяину так же, как и взрослому человеку в его квартире. Дети, много занимаясь, тратят огромное количество энергии и устают так же, как взрослые, если не больше.
Для хранения одежды и вещей также можно выделить в детской отдельную зону, хотя это и не обязательно. Однако если обычный платяной шкаф уже не вмещает всего необходимого и если есть возможность, нелишне будет устроить для ребенка его собственную небольшую кладовую или мини-гардеробную с пылесосом, утюгом, гладильной доской — элементами из «взрослого» мира.
Чуть ли не самое важное время в жизни растущего человека — это годы, когда детство заканчивается и приходит пора отрочества. Происходит становление личности, меняются взгляды, вкусы, представления о мире и, конечно, возникает желание изменить и обновить жизненное пространство. Функциональные зоны в «повзрослевшей» детской переоборудуются, акценты смещаются: увеличивается пространство, предназначенное для учебы и хранения одежды, уменьшается игровая зона. Можно сказать, что в эти годы комната обставляется примерно по той же модели, что и квартира в целом. Очень важно правильно выбрать мебель и расставить ее так, чтобы пространство не выглядело чересчур загруженным.
По мнению некоторых детских психологов, определенную помощь в выборе интерьера детской может оказать знание психологического типа своего ребенка. Опираясь на научные исследования, можно выделить несколько основных типов личности: сенсорно-логический, сенсорно-этический, интуитивно-логический и гуманитарная группа типов. Исследователь Овчаров определяет эти типы следующим образом.
Люди, которых можно отнести к сенсорно-логическому типу, — материалисты, у них хорошо развито чувство собственности. При обустройстве детской для такого ребенка главные принципы — это конструктивность, технологичность и практическая польза вещей. Стиль интерьера можно определить как «деловой». Ребенку обязательно будет необходим рабочий уголок с большим количеством шкафчиком и ящиков для хранения личных вещей.
Для человека сенсорно-этического типа очень важен комфорт. Такие люди очень любят принимать гостей, любят, когда гостям уютно и удобно, ощущают потребность заботиться о живых существах, любят цветы и животных.
В детской комнате ребенка этого психологического типа скорее всего хорошо использовать теплые оттенки цветовой гаммы, особое внимание уделить мягким и удобным поверхностям.
Возможно, нелишними окажутся комнатные цветы, аквариум с рыбками или коробка с черепашкой — живыми существами, нуждающимися в такой же любви и опеке ребенка, какую он ощущает в своей семье.
Интуитивно-логический тип людей — это исследователи. Такому ребенку, скорее всего, необходим стимул, и в его детской обязательно должны присутствовать предметы, удовлетворяющие его врожденные познавательные склонности. Здесь будет уместна комбинированная мебель, где каждый предмет исполняет несколько функций, справочники, конструкторы, а в будущем, скорее всего, и компьютер (множество талантливых программистов относятся именно к интуитивно-логическому психологическому типу людей).
К гуманитарной группе типов можно отнести людей, для которых интерьер способствует развитию эстетики, возможности настроиться на философский, созерцательный лад. Здесь найдется место картинам, репродукциям, музыкальным инструментам. Нежелательно использовать в отделке серый цвет и нейтральные тона.
Вообще, однообразие в интерьере детской нежелательно для любого ребенка. Элементы обстановки: стены, шторы, потолок, покрывала на кровати — должны быть яркими, разумеется, в меру, чтобы не утомлять глаза.
Если в детской комнате живут двое или более детей, очень важно придумать пути для определения каждому ребенку личной территории и разграничить пространство. Например, ящики для игрушек должны отличаться по цвету, стульчики — по форме и так далее.
Игровая зона может бьггь общей, но у каждого ребенка обязательно должен быть личный уголок, даже если он такой крошечный, что вмещает только кровать, столик и шкафчик.
Очень важно создать ребенку хорошие условия для игры и творчества. Из кровати на высоких ножках можно сделать настоящую крепость, а установив две высокие грифельные панели, похожие на дверцы шкафа, превратить их в кулисы кукольного театра, разрисовав их и украсив стойки флажками или цветами из раскрашенного картона. К торцам грифельных досок прикрепляются держатели, на них кладется легкая перекладина с прикрепленным к ней занавесом — и представление можно начинать. После спектакля весь реквизит легко убирается в простые контейнеры, а сам «театр» при необходимости можно легко переоборудовать в стеллаж.
Способности ребенка, заложенные на генетическом уровне, необходимо выявить и развивать, чтобы человек рос счастливым, был востребован в обществе и мог не только принести пользу людям, но и найти в жизни любимое дело — ведь это принесет малышу так много радости и положительных эмоций.
Вопрос о том, надо ли держать на виду те предметы, с помощью которых дети могут превратить весь дом в сплошное произведение искусства, в каждой семье решается по-разному. Некоторые родители хранят краски, карандаши, пластилин, клей в отдельных коробках и достают их только на время совместных занятий с детьми, а другие всегда оставляют немного бумаги, карандашей и пластилина на детском столике, чтобы ребенок всегда мог заняться любимым делом. Но в любом случае к результатам детского творчества нужно относиться с уважением. Детские рисунки, аппликации, вышивки, фигурки из пластилина можно развесить на стенах и менять экспозицию с поступлением новых экспонатов. Это будет полезно и для ребенка, приучит его гордиться своим творчеством, поспособствует развитию самоуважения и очень оживит саму комнату, которая станет по-детски жизнерадостной и веселой.
Например, ребенку, любящему рисовать, может понравиться мольберт с так называемой «бесконечной» бумагой: наверху конструкции крепится рулон бумаги, который можно постепенно разматывать и создавать «картины» практически любого размера. А для подростка, собирающегося серьезно заниматься рисованием и живописью, необходимо оборудовать удобное рабочее место с учетом профессиональных требований, то есть так, чтобы яркие краски окружающих предметов не мешали точному восприятию цвета. Это очень важно для развития так называемого «цветового» зрения. Для серьезных занятий рисованием необходимо выделить самый светлый угол с окном. Желательно даже отделить его от остального пространства комнаты, задействовав, к примеру, два тканевых полотна, которые подвешиваются на закрепленные под потолком металлические струны. Для большего удобства точно по периметру окна можно смонтировать стеллаж для книг и других мелочей (рис. 10). Стеллаж, жалюзи и стены должны быть белого цвета (кстати, белые предметы, отражая свет, прибавят комнате освещенности).
Удобен в такой обстановке окажется и низкий комод с плоскими большими ящиками для хранения листов ватмана большого формата, которые не всегда удобно хранить скатанными в рулон.
Если малыш любит двигаться, прыгать и кувыркаться — ему наверняка придется по душе маленькая спортплощадка в детской. При наличии достаточного количества свободного пространства в детской можно оборудовать маленький спортивный уголок, компактную «шведскую стенку», канат, качели. Например, поставить две шведские стенки под углом, чтобы можно было перелезать с одной на другую, сделать горизонтальную лестницу и низкую перекладину на уровне груди для кувыркания, порадовать малыша небольшими качелями и горкой. Известные производители спортивных тренажеров выпускают специальные игровые элементы для детей, которые имеют неоспоримое преимущество — мобильность и легкость конструкции. Они представляют собой небольшие спортивно-игровые снаряды, рассчитанные на малышей от двух до четырех лет.
Внимание! На пол обязательно нужно положить толстый ковер или маты. А чтобы малыш рос здоровым, физически крепким человеком и не утратил интереса к своей спортплощадке и через несколько лет, когда станет подростком, можно своевременно менять спортивные снаряды.
А будущему конструктору-строителю скорее всего понравится модульная мебель, позволяющая (с небольшой помощью родителей) изменять пространство когда только душе будет угодно и способная «расти». Оно и логично: дети ведь тоже растут (рис. 11).
К созданию обстановки для ребенка нужно подходить со всей родительской ответственностью, соблюдением требований безопасности. Создание уютной атмосферы требует от создателя не только серьезного отношения и вдумчивого подхода, чувства стиля и вкуса, но и фантазии, игры воображения. Проектирование и планирование детской комнаты должно стать увлекательным и веселым процессом, захватывающей игрой, интересной и родителям, и самому будущему хозяину детской.
Это прекрасная возможность для совместного семейного творчества, где каждый может найти применение своим способностям, проявить индивидуальность и изобретательность. Детская фантазия об руку с рационализмом родителей может привести к самым неожиданным и удивительным результатам.
Несколько слов следует сказать и о периодичности ремонта в детской. Взрослые, как правило, стремятся раз в несколько лет наводить лоск в своем жилище, а вот ребенку, создавшему в детской свой микрокосмос, могут не понравиться регулярные перемены, вьпг/жда-ющие его смириться с потерей «старого» мира и адаптироваться к новому. Поэтому лучше в самом начале использовать для детской комнаты как можно более практичные и качественные материалы.
Специалисты утверждают: главное правило при обустройстве детской комнаты — чтобы маленькому хозяину в ней было уютно, чтобы созданная для него родителями обстановка порождала атмосферу, положительно влияющую на развитие личности ребенка, формировала чувства стиля и хорошего вкуса, способствовала творчеству, физическому и психическому здоровью. Тогда ребенок будет расти счастливым и гармонично развитым человеком.
См.также:
Уютная детская
Все любящие родители стремятся к тому, чтобы их сын или дочь гармонично развивались, росли здоровыми и счастливыми людьми, умели мыслить творчески и понимать прекрасное. Огромное значение для ребенка имеет его первая собственная комната — детская…
Стены, пол и потолок детской комнаты
В детской комнате истинность хорошо известного высказывания «дома и стены помогают» становится как нельзя более очевидной. Причем не только стены «помогают» маленькому хозяину детской: на вид комнаты в целом может повлиять и красивый рисунок паркета, и забавный коврик на полу, и то, как оформлен потолок… Главная страница сайта | Главная страница раздела