«Витраж придает зданию живой лик, он как глаза, в которых светится душа» — сказано в одной из современных публикаций.
Строго говоря, витраж — это заполняющая световой проем (чаще всего — оконный переплет) сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол (слово «витраж» происходит от латинского vitrum — «стекло»). Однако сегодня, когда постоянно совершенствуются технологии художественной обработки стекла, понятие «витража» расширилось и часто используется для характеристики любого декоративного заполнения стеклом или другим материалом, пропускающим свет, оконных и дверных проемов, фонарей и плафонов, сводов и куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Техника создания витража может быть различной, но классическим считается так называемый наборный витраж, в котором отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепляются специальным свинцовым, медным или латунным профилем. Процесс изготовления классического витража сродни портновскому ремеслу: по эскизу «выкраивается» стекло, подбирается фактура и цвет деталей, и наконец, все соединяется с помощью профилей, или, на профессиональном языке, протяжек. Но свинцовый профиль не только является конструктивной основой классического витража, он одновременно несет и изобразительное начало, так как является контуром, рисунком изображения. Заполнение основы цветным стеклом является аналогом цветного пятна в живописи, и чем богаче фактура стекла, тем красивее и эффектнее витраж.
Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Археологи предполагают, что витражи существовали еще в Древнем Египте и Древнем Риме, а изучение старейших памятников культуры позволяет предположить, что основа классического витража — свинцовая арматура — развилась из каменной и деревянной сетки.
Другие исследователи считают, что рождением витража человек обязан готике, хотя техника их изготовления была известна еще с VIII века. В период средневековья в Западной Европе искусство витража из цветного стекла стало интенсивно развиваться.
В то время сюжеты витражной живописи были в основном мифологические и библейские. Однако средневековые мастера воплощали в витражных рисунках и свои впечатления от соприкосновения с природой, воспроизводя всевозможные цветы и растения, многие из которых имели также символический смысл: так, лилия олицетворяла невинность, яблоня — первородный грех, роза — Богоматерь, виноградная лоза с гроздьями — Святую церковь. А когда Западная Европа начинала знакомиться с такими новыми ввозимыми растениями, как, например, перец и табак, прибывавшими из Китая, каучуковым деревом, арахисом, что привозили из
Бразилии, эти диковинки, как следствие, появились и в орнаментах.
Романские и готические храмы украшались совершеннейшими, выверенными до мельчайших деталей витражами (рис. 29). Цветное стекло в них дополнялось бесцветным, вставки из которого создавали эффект иррационального пространственного фона.
Старые мастера учитывали, что витраж будет рассматриваться издали, и поэтому проводили широкие густые штрихи, объединяя их тремя-четырьмя все утончающимися параллельными штрихами так, что вблизи рисунок показался бы чересчур резким, но на расстоянии возникал ясный контур, гармонически оттененный красочными пятнами. Орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры, окружающие центральное изображение, часто наносились кистью или выскабливались из фона, а отдельные детали даже инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.

Главной особенностью старого витража была интенсивная цветная гамма основных цветов (красного, синего, желтого). В полумраке соборов витражи, мерцающие яркими пятнами, казались окнами в другой мир и производили очень сильное впечатление, граничащее с потрясением. И до сих пор великолепные витражи готических соборов, цветное стекло словно горят в лучах солнечного света, поражают воображение и вызывают чувство восторга своей величественной красотой.
Примерно с Х-ХП веков техника создания витража немного изменилась: узор, преимущественно выскобленный, стали наносить на тыльную сторону стекла. Однако рисунок в большинстве случаев оставался довольно примитивным, фигуры — условными, и жизнь витражу придавали только яркие краски цветных стекол.
С середины XIII века художники стали использовать в витражах совмещение разных стекол, добиваясь интересного дублированного эффекта — например, лилового при смешивании красного и синего. Появилось интересное новшество: на бесцветное стекло, которое тогда имело зеленовато-желтый тон, накладывалось цветное стекло с выгравированным рисунком, и вся картина собиралась и монтировалась свинцовой арматурой.
Наибольшее распространение витражи получили в XIII столетии, особенно в храмах, где на всю высоту окна устанавливались ряды небольших медальонов с фигурными изображениями, окаймленные бордюром, венком, гирляндами. Промежутки между медальонами заполнялись стеклянной мозаикой.
С XI до XIV века колорит витражей стал меняться, рисунок приобрел большую условность. Постепенно начался переход к готике. Готикой, или готическим стилем, принято называть направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века (с XII по XIV-XV век). В готический период католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Несмотря на это, в эпоху готики были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения, в которых отразилось незаурядное мастерство горожан. В эту эпоху возникла аристократическая, так называемая рыцарская готика, достигшая наибольшего развития в XV столетии. Она отличалась утонченностью форм, но была очень консервативна и лишена тех неотразимых черт и качеств, которыми были наделены произведения мастеров-горожан.
В XIV столетии романский стиль был окончательно вытеснен готикой. Церковные окна стали украшаться витражами с изображениями фигур, фоном для которых служили орнаментальные узоры или легкие архитектурные формы. Готические сооружения не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами, украшенными витражами. В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как, например, циклы витражей в готических соборах в Шар-тре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии. Появились новые краски, позволяющие передавать тонкие цветовые нюансы и светотень. Живопись витражей становилась сложнее, приобретала исключительную выразительность. Непосредственно в оконных переплетах стали устанавливаться расписные стекла больших размеров, не скрепленные свинцовой арматурой. В XV столетии живопись на стекле начала соперничать со стенной живописью. На исходе средневековья живопись по стеклу достигла высочайшего художественного уровня. Это время называют периодом высшего расцвета витражей. В XVI столетии на оконных стеклах даже появились копии с произведений великих мастеров. Однако с этого времени начался и упадок витражного искусства, несмотря на то, что техника их исполнения и рисунок продолжали совершенствоваться.
На Руси предтечами витражей были древние слюдяные оконца, мастерски изготовлявшиеся русскими ремесленниками. Они наполняли интерьеры палат и теремов неповторимой игрой света, рожденной мерцанием и искристыми отблесками слюды. Этот материал стал отдаленным предком современного фактурного стекла.
В XVII столетии витражи появились в обиходе придворной знати, оценившей декоративные возможности цветного остекления. Среди расписных «травами муравчатыми» стен и потолков, блестящих полихром-ными изразцами печей и узорчатых ковров, обитых тканями косяков и ставен в интерьерах богатых палат только окна оставались бесцветными пятнами. Разноцветные стекла или собранные в определенный узор пластины слюды дополняли обстановку роскошной жизни аристократии того времени. Цветной свет, проникавший сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения.
В период эклектики, в XVIII веке, витражи получили особое распространение в России, воплотив в архитектурной практике романтические идеи. Одним из первых ретростилей периода эклектики была псевдоготика. И витражи стали ее обязательной принадлежностью: так, цветные окна украсили церковь Св. Александра Невского в петергофской Александрии, башню-часовню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске, а также интерьеры императорских дворцов и дворянских особняков.
Долгое время витраж считался принадлежностью европейского средневекового зодчества. Однако с середины XIX века «живописная картина в стекле» начинает выступать как непременный элемент интерьера в стиле модерн и арт деко. В XIX веке американец Тиф-фани изобрел новую технологию сборки витражей. Согласно этому способу, кусочки стекла оборачивали специальной медной фольгой, а затем облуживали оловом и покрывали патокой. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или отделки для потолков, и утонченное искусство витража покинуло свой замкнутый круг, становясь более демократичным и все больше проникая в гражданскую и жилую архитектуру.
В Жилых домах витраж все чаще украшал комнаты, предназначенные для отдыха. Они прочно утвердились в будуарах, курительных, ванных, оформленных в «восточном» стиле, начали украшать столовые, библиотеки, часто соединенные с кабинетом хозяина дома, домовые церкви, домашние музеи. Часто витраж симво-
лизировал древность и знатность рода, к которому принадлежал владелец дома.
В третьем тысячелетии витраж вновь возрождается и обретает новое звучание. Витраж создает в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета и света и оригинальность. На рис. 30 показано оригинальное применение витражей в интерьере.


Способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения, наделяет его торжественностью и загадочностью: ведь при разном освещении даже знакомые нам предметы выглядят иначе. Окно или дверь, украшенные витражом, могут сохранять прозрачность или служить украшением интерьера как яркое красочное пятно (рис. 31).
Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства (рис. 32).


В витраже, как и в любой картине, важную роль играют композиция, орнамент, графика, выразительность линии, сочетание цветов и фактуры стекла, которые подчиняются замыслу художника. С помощью витража можно сделать волшебным любой интерьер, и, должно быть, поэтому витражи постоянно привлекают внимание архитекторов, строителей и художников.
Витраж способен существенно преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом новые радостные краски.
Наполняя интерьер цветным светом, то ярким и звонким, то нежным и романтичным, витраж берет на себя активную по своему эмоциональному воздействию роль и способен внести один из наиболее решающих акцентов в цветовой ансамбль.
Витраж обладает свойством создавать в помещении присутствие солнечных лучей практически в любую погоду и время дня, но выигрывает он и от мягких тонов заката, и от сверкающих вечерних огней.
На рис. 33-35 представлены образцы витражей для интерьера.
Витраж может иметь и искусственную подсветку, однако дизайнеры уверяют, что она придает витражам «застывшее» выражение. А ведь главная прелесть витража и заключается в игре света и тени, световых и цветных эффектов, создаваемых постоянно изменяющимся естественным освещением. Поэтому в некоторых случаях дизайнеры предлагают создание имитации естественного освещения витража — посредством специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением.
Современные витражи выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи, и иногда армируются свинцовой лентой (имеются в виду витражи из отдельных стеклянных деталей, поскольку монолитные стекла арматуры не требуют).


Кроме того, современные технологии сделали витражи безопасными: используемые в них стекла, разбившись, не рассыпаются.
В последнее время стало модно помещать витраж внутрь оконного стеклопакета. Преимущества такого решения в том, что в герметичном стеклопакете витраж с двух сторон защищен и от механических повреждений, и от загрязнений и влаги.
При изготовлении таких «пакетных» витражей используются самые современные технологии: лазерная или водяная резка стекла, управляемые компьютером, и специальные приборы для заполнения швов между стеклянными элементами, которые прекрасно имитируют классическую окантовку как по прочности, так и по цвету. Готовая конструкция наклеивается на цельное стекло и сверху прижимается вторым листом стекла. Такой витраж очень близок к классическому, но сама конструкция получается более легкой и прочной.
Американские производители разработали для создания витражей уникальную технологию SGO, заключающуюся в нанесении на прозрачное листовое стекло твердого многослойного покрытия, придающего будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Эта технология имеет несколько неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающую популярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, листовое стекло, которое используется как основа для такого витража, позволяет использовать его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Такой витраж прекрасно подойдет, например, в случае, если необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка (рис. 36).
Основой для такого витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Кроме того, данный способ изготовления позволяет создавать любую пластику линий в рисунке.
Помимо классических, сегодня художники создают витражи и по другим технологиям. Например, это контурные, или силуэтные, витражи, которые собираются из одноцветного или бесцветного (возможно — зеленоватого) стекла. Промежутки между кусками стекла заполняются стеклянными деталями другой конфигурации, и вся конструкция скрепляется свинцовой жилкой.
Узорчатые витражи собираются из кусков прозрачного стекла с поверхностью, которой придана определенная фактура. Детали собираются по рисунку в виде узора или геометрического орнамента, в котором участвует и свинцовое обрамление витража.
Мозаичный витраж собирают из цветных стекол. Часто мозаичный витраж представляет собой инкрустацию из готовых литых стекольных розеток. Технология изготовления такого витража довольно сложна, поскольку требует от мастера умения не только резать и гнуть стекло и паять свинцовые жилки, но и подбирать стекла по цветам и оттенкам.
Живописный витраж создается из цветных стекол и расписывается керамическими красками. Впоследствии отдельные детали такого витража подвергаются обжигу. Расписной витраж — настоящее произведение искусства. Любой витраж авторской работы уникален, так как каждый мастер использует свою технологию и свои секреты. (Живописные витражи не следует смешивать с непрозрачной живописью на стекле, выполненной холодным способом масляными красками, которая относится к станковой живописи).

Живописные витражи относятся к группе витражей из монолитных стекол, которые изготавливаются из цельного стекла определенного размера. Здесь можно отметить также витражи-диапозитивы (изготовленные при помощи фотографической техники), витражи с декоративно обработанной поверхностью (о способах декоративной обработки стекла рассказывалось в одной из предыдущих глав).
Наконец, существуют комбинированные витражи. Как понятно из названия, они создаются путем сочетания различных видов витражей: используются отдельные jnrrbie стеклянные детали и многослойное стекло, обработанное разными способами. Комбинированные витражи выглядят очень оригинально в случае, если для их изготовления соединяется несколько различных технологий: например, использование техники гравировки, пескоструйной обработки и росписи керамическими красками.
Другим примером комбинации технологий являются старинные витражи, в которых используется технология классического витража в комбинации с росписью керамическими красками, позволяющая значительно расширить цветовую гамму изделия, создать прекрасные полутоновые элементы и цветовые переходы, которые невозможно получить обычным путем. Такие витражи до сих пор считаются непревзойденными художественными шедеврами.
Очень эффектны витражи, изготавливаемые по современной технологии «фыозинг» («спекание»), а также по технологии «кастинг» (муранское стекло). Они очень современно выглядят и могут иметь практически любую форму, толщину и фактуру.
Большой интерес представляют витражи с зеркальным отражением. Для этого изготавливается витраж необходимой формы и размеров и затем на его тыльную поверхность производится напыление нитрида титана или ему подобного вещества.
Существуют витражи из полученного путем смешивания стекла различных цветов. Такое цветное стекло получают еще на стадии изготовления листового стекла, когда жидкое стекло различных цветов выливается на плоскость и сразу же раскатывается в лист, создавая неповторимый рисунок и сочетания цветов. Поскольку по этой технологии практически невозможно получить два одинаковых листа, полученные изделия можно считать уникальными. Однако именно эта причина сдерживает широкое применение подобных витражных конструкций.
Интересна также и другая новая технология производства витражей, которая носит название plastic lead. Она заключается в следующем: на стекло наносится сверхпрочный контур, который после высыхания образует границы заливки и создает рельеф, а затем отдельные части контура заливаются цветными полимерными лаками, которые могут передавать неограниченное число оттенков. Лаки и краски можно наносить и вручную, подобно технике росписи.
Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража, или так называемый лаковый псевдовитраж. Цветное стекло на нем имитируют цветные пленки. Для изготовления имитации витражей по этой технологии с помощью компьютерных программ разрабатывается рисунок, затем плоттером вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки, которые собираются и наклеиваются на стекло. К сожалению, такой витраж недолговечен, легко разрушается под прямыми солнечными лучами и способен прослужить не более трех лет.
Витраж можно изготовить и самостоятельно. Сначала на картон наносится две! ной рисунок с контурными «линиями, выполняемыми тушью. Затем обычным роликовым стеклорезом, в соответствии с рисунком, вырезается цветное стекло, после чего на картон кладут лист прозрачного силикатного стекла и делают так называемый «сухой» примерочный набор витража. Очень важно выкладывать цветные стекла точно по эскизу.
Для соединения стекол между собой и нижней поверхностью приготавливают раствор из 1 части цемента, 3 частей песка и 1 части клея ПВА. Смесь готовят в пластиковом флаконе и затем вставляют в пробку стеклянную или пластмассовую трубку, диаметром 4-5 мм. Перед заливкой края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазывают этим раствором, а после того, как раствор немного подсохнет, заливают им пространство между кусочками цветного стекла. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла и витраж получается аккуратным.
Можно создать имитацию витража, просто определенным образом раскрасив стекло. Для этого сначала нужно нарисовать витраж на бумаге в натуральную величину и раскрасить. Затем, разложив рисунок витража на столе, положить на него чисто вымытое стекло и масляной краской темного цвета, помещенной в небольшой полиэтиленовый баллончик с насадкой, обвести контур каждого элемента витража. Насадку можно изготовить из трубочки с внутренним диаметром 1 мм, например, толстой иглы от шприца или иглы для накачки мячей.
После высыхания обводки раскрашивают каждый элемент витража.
Это можно сделать двумя способами.
Первый способ представляет собой окрашивание каждого элемента витража краской нужного цвета через маску — плотную бумагу, в которой вырезан нужный элемент витража. Наложив маску по месту так, чтобы все соседние участки были закрыты, окрашивают элемент с помощью пульверизатора. Применяя каждый раз новую маску, раскрашивают весь витраж.
Для раскрашивания можно использовать художественную масляную краску нужного цвета, разведенную в разжиженном нитролаке (3-10% от массы лака). Разбавитель добавляют в лак (можно использовать мебельный прозрачный нитролак) в количестве 30-40% .
Можно использовать также спирторастворимую краску нужного цвета, например, пасту от шариковой ручки, разведенную в смеси клея БФ-2 светлого сорта с ацетоном (клей смешивается с ацетоном в соотношении 1:1).
Второй способ предполагает использование красок для ткани на основе желатина. Для этого желатин (4-6 г) распускают в теплой воде (200 мл). Отдельно в небольших баночках разводят в воде красители (подойдут краски для ткани любого типа). Затем небольшое количество распущенного желатина отливают в отдельную баночку и туда же добавляют раствор краски до получения нужного цвета. Готовую краску тонким слоем наливают на элемент витража. Подобным образом раскрашивают и остальные элементы.
После высыхания всего витража рисунок покрывают бесцветным нитролаком или лаком на основе клея БФ-2.
Дизайнеры считают, что стены и перегородки из стекла, которые все больше входят в моду, обязаны такой популярностью своей исключительной практичности. Помимо того, что с помощью стеклянных перегородок и стен можно очень выигрышно использовать естественное освещение, прозрачные стенки позволяют человеку постоянно находиться в тесном интуитивном контакте с окружающей средой и как нельзя лучше подходят для современного интерьера с его единым, «перетекающим» пространством. Например, стеклянные раздвижные межкомнатные перегородки вместо стен могут помочь трансформировать гостиную, прихожую и кухню в единое целое. Прозрачные перегородки размывают границы между частями квартиры, пропитывают ее светом (рис. 37-40).
Так, большое стекло, вставленное в алюминиевую раму раздвижной перегородки (она может быть также матовой, окрашенной, оклеенной шпоном), даже при закрытых створках, отгородив и уединив обитателей дома, не нарушит единства всего пространства, одновременно наполнив дом светом (рис. 41).
В пользу стеклянных стен и перегородок можно привести немало доводов. Например, некоторые дизайнеры утверждают, что стеклянные стенки… экономят электроэнергию.



И это представляется вполне вероятным: ведь благодаря полупрозрачной перегородке естественным светом можно достаточно хорошо осветить помещения без окон — темный коридор, ванную, гардеробную, — причем электрического освещения не потребуется на протяжении всего светового дня. Если же необходимость в дополнительной искусственной подсветке все же возникнет, нет нужды делать ее очень интенсивной: даже маленькая лампа, установленная за стеклянной стеной, превратит всю ее полностью в один огромный плафон.
Большое значение имеют и другие качества стеклянных перегородок: их способность создавать игру света и бликов, например, расширяет пространство, добавляет ему объема, перспективы, воздуха, — а все это имеет большое значение в небольшой городской квартире.
Сегодня для оформления стен или перегородок могут использоваться герметичные стеклопакеты и прозрачные гибкие конструкции из полимерных материалов. При этом стекло для перегородки можно подбирать в зависимости от конкретной ситуации. Так, например, триплекс обеспечит хорошую звукоизоляцию и защиту, витраж из комбинации матовых и прозрачных элементов создаст изысканный декоративный эффект, а стекла с оригинальным покрытием — тонированное, матовое, посеребренное или оформленное «под бронзу» — не только украсят обстановку, но и скроют отгороженную часть помещения от любопытных глаз.


Усилить декоративность стеклянных элементов можно, должным образом используя освещение или другие приемы. С помощью сверху или снизу направленного света, разноцветных бликов (их создают разноцветные галогенные светильники) можно подчеркнуть все достоинства современных стеклянных элементов — дизайн, игру света и тени. Существуют и довольно оригинальные варианты: например, стеклянная перегородка, заполненная газом, «поведением» которого можно управлять с помощью дистанционного пульта: по желанию хозяина стена может то заволакиваться легкой дымкой, то вновь становиться совершенно прозрачной.
Оформление стеклянной перегородки сегодня может быть практически любым. Все зависит от вкуса и фантазии дизайнера: перегородка может быть фигурной, зеркальной, украшенной витражом и даже керамикой. Например, стационарная перегородка из матового тонированного стекла удобно разделит кухню и столовую. При этом со стороны кухни ее можно использовать и как дополнительную стенку, на которой можно развесить необходимые мелочи. Раздвижным зеркалом-перегородкой можно сделать спальню совершенно автономной, отделив ее от остального пространства квартиры. Кроме того, такая перегородка улучшит звукоизоляцию и четко обозначит границу помещений. А если хозяева не желают отражаться в зеркале, лежа в постели, можно установить кровать под углом, а не по оси зеркала. В этом случае зеркало будет носить не только функциональный, но и декоративный характер.
Прозрачной стеной можно отгородить, например, пространство для рабочего кабинета на территории гостиной, наделив стену дополнительной функцией — разместив на ней плоский экран телевизора.
Стеклянной полупрозрачной перегородкой можно отделить в спальне место для стола с компьютером, а с помощью непрозрачной декоративной перегородки-ширмы из цветного стекла — красиво разделить ванну и туалет, отгородить душ или выделить специальное место для косметических процедур (рис. 42). Сделанные из высокопрочного безопасного стекла перегородки, отделяющие душевую кабину или ванну, могут быть выполнены из прозрачного матового стекла, иметь разнообразные рисунки.
По мнению дизайнеров, перегородки из стекла, с его холодностью и хрупкостью, очень выигрышно смотрятся рядом с так называемыми «теплыми» материалами — тканями, деревом, пористым камнем. Таким образом, можно не выполнять перегородку из стекла полностью, а ограничиться оригинальной зеркальной или стеклянной вставкой, скомбинировав ее с отделкой тканью, меламином, натуральным шпоном. Очень модны в последнее время панели, изготовленные с применением муранского стекла, о котором рассказывалось ранее.

Существует и такой вариант: стеклянная перегородка на основе так называемой решетки-модуля, которая крепится шурупами к полу, стене и потолку. Стеклянные элементы вставляются в ячейки решетки (рис. 43).
Эффектно смотреться могут не только перегородки из цельного прозрачного или матового стекла, но и из других материалов. Например, хорошим решением для маленького помещения может стать стена, выложенная из прозрачных стеклянных квадратных блоков, которые визуально увеличивают и раздвигают границы пространства, наполняя комнату мягким светом и словно позволяя свободнее вздохнуть в узком коридоре или на крошечной кухне. В больших помещениях стеклянные блоки тоже уместны, но уже в другом качестве — как разделяющие пространства: например, в квартире, холл или прихожая которой объединены с гостиной.
Из стеклоблоков можно выполнить стену практически любой геометрии — закругленную, волнообразную, изогнутую. Однако в этом случае нужно помнить, что закругление должно иметь достаточно большой радиус (круглую колонну небольшого диаметра построить из стандартных стеклоблоков не удастся), иначе зазоры между элементами будут слишком велики.

С помощью небольшого декоративного «окошка» из разноцветных или матовых стеклоблоков можно выделить зону интимного уголка, например в спальне, или красиво оформить ванную комнату (рис. 44).
Стеклоблоки могут украсить и лестничное ограждение. Отражая и рассеивая проходящий через стекло свет, они словно добавляют интерьеру легкости, создают ощущение простора и свободы.
Из стеклянных блоков-кубиков можно и полностью создавать перегородки, непрозрачные или хорошо пропускающие свет. Сегодня в специальных фирмах можно выполнить на заказ практически любую конструкцию нужной формы, подходящего цвета и фактуры.
Как строительный материал стеклоблоки используются уже около сорока лет. В нашей стране долгое время этот материал не мог похвастаться привлекательным дизайном и использовался преимущественно в промышленных интерьерах -цехах, лестничных клетках жилых и общественных зданий и так далее.
Современные стеклянные блоки зарубежного производства, предназначенные для строительства перегородок, разительно отличаются от тех, что использовались в отечественном строительстве несколько десятилетий назад.
Стеклоблоки сегодня — это красивый и прочный материал с богатым выбором цветов и оттенков. Его «кирпичики» могут быть синими, голубыми, красными, коричневыми, розовыми и так далее — с самыми разными фактурами и рисунками, размерами и формами. Они могут быть рифлеными, пузырчатыми, матовыми, дымчатыми. Очень красивы стеклянные «кирпичики» с дополнительно нанесенным на их поверхность рисунком из мельчайших шариков цветного стекла. Из них можно выкладывать очаровательные панно с изображениями пейзажей, животных, цветов, абстрактных рисунков. Существуют рисунки с эффектом капель воды или пузырьков, которые идеально подойдут для отделки ванных комнат, а также кубики с оригинальными изображениями фигурок людей и животных.

Обычно стеклянные кубики устанавливают на специальный клей или вставляют в изготовленные на заказ деревянные конструкции самой разной формы. Самыми добротными и качественными специалисты считают стеклоблоки немецкого производства. Стеклоблоки считаются очень модным материалом, позволяющим находить подчас совершенно неожиданные решения в оформлении интерьера, именно благодаря тому, что позволяют интересно «играть» со светом. Дело в том, что, в зависимости от материала, из которого они выполнены, стеклянные блоки по-разному пропускают свет: так, изготовленные из прозрачного стекла — до 80%, цветные — 50-75%.
Используя разные сочетания «кубиков» — прозрачных и матовых, цветных и бесцветных, дизайнер может добиться именно такой степени освещенности помещения, которая необходима. Эффектно будет выглядеть стенка, отделяющая прихожую от гостиной, если ее соорудить из деревянного массива с вкраплениями стеклоблоков; а стеклянные «кирпичики» с продуманной подсветкой могут сделать замечательным элементом интерьера обычную кухонную стойку.
Изобретены стеклоблоки были достаточно давно, но особую популярность они обрели после того, как промышленники научились придавать им стойкость к ударам и температурным перепадам. Интересно, что стеклянные «кирпичики» можно использовать практически так же, как и их глиняных «братьев» — складывать не только изящные внутренние перегородки, но даже фасады зданий. Несмотря на видимую хрупкость, качественные стеклоблоки могут выдержать… даже небольшое землетрясение, а разбить их можно только тяжелой кувалдой. Кроме того, в случае пожара такая стена не трескается и не расплавляется примерно около часа.
Возможно, поэтому прозрачные «кирпичи» сегодня считаются признанным материалом в коттеджном строительстве: ими отделывают потолки и крыши, стены, примыкающие к лестничным маршам, зимним садам или оранжереям. Стеклоблоки используются и в различных комбинациях с кирпичом, бетоном, деревом. Кроме того, стеклоблоки могут выполнять функции витражей. Используя различные комбинации цвета, фактуры и размеры, чередуя матовые и гладкие стеклоблоки, можно создавать целые композиции.
Стеклоблоки можно устанавливать не только в качестве перегородок (вертикальных поверхностей), но в других плоскостях, наклонных и даже горизонтальных. Однако если из стеклоблоков предполагается выложить потолок, необходимо учитывать, что на него не должно быть никакой дополнительной нагрузки сверху. Это связано с тем, что стеклоблоки плохо переносят растяжение конструкций.
По форме стеклянные блоки чаще всего бывают квадратными или прямоугольными, но встречаются треугольные, угловые и даже круглые. Последние используются
для оформления углов и колонн. Есть модели, в которые можно встроить подсветку, а также специальные стеклоблоки для монтажа в ступени лестницы.
Стеклоблок выполнен по принципу однокамерного стеклопакета: он состоит из двух отпрессованных полублоков — стеклянных коробочек — с толщиной днища 6-7 мм. Толщина стеклянного блока может колебаться в пределах от 7,5 до 10 см. Поскольку стеклоблоки предназначены для заливки монтажным наполнителем, его торцевые стенки делают немного вогнутыми. Внутри стеклоблока находится частично разреженный воздух, и благодаря этому этот строительный материал обладает более высокими тепло- и звукоизоляционными показателями, чем обычное толстое стекло, — примерно на 15-20%.
Стена из стеклоблоков поглощает шумы так же хорошо, как такая же по толщине кирпичная стена. А вот тепло внутри помещения стеклоблочные конструкции сохраняют даже лучше, чем стены из кирпичей или бетона, и при этом могут дополнительно пропускать внутрь теплые солнечные лучи (в теплое время года это может помочь сэкономить на обогреве помещения!).
При устройстве стен из стеклянных блоков крайние элементы обязательно должны опираться на другие стены или торцевую кирпичную стойку. Для оформления проемов также используются не «рядовые» стеклянные «кирпичики», а специальные «торцевые» блоки.
Площадь стены из стеклоблоков не должна превышать 15 квадратных метров, поскольку стеклоблоки имеют сравнительно большой вес и в случае превышения нагрузки нижние ряды стены могут треснуть.
Для монтажа перегородок из стеклоблоков производители выпускают специальные деревянные модули деревянные решетки с ячейками, в которых стеклоблоки закрепляются с помощью резиновых прокладок. В стандартную модульную конструкцию входит 10 блоков по высоте и до 5 блоков по ширине. Сама решетка собирается наподобие стеллажа для книг, а блоки внутри нее можно переставлять так, как подскажет фантазия дизайнера. Однако необходимо надежно прикрепить сам модуль к полу, стенам и потолку, иначе сооружение будет небезопасно. И, кстати, следует учитывать, что «модульная» перегородка изолирует от шума немного хуже, чем «сплошная» стена.
Кроме модульной системы, стеклоблоки могут крепиться с помощью специальных наполнителей для монтажа — цементных растворов, «жидких гвоздей» и тому подобных материалов. Важно лишь, чтобы средство не содержало крупных включений, которые могут повредить стеклянную поверхность «кубика». Кроме того, при работе с раствором нужно сразу удалять его излишки, попавшие на стеклянную поверхность — в противном случае засохший раствор придется счищать металлическим скребком и возникнет риск поцарапать стекло.
Для укладки стеклоблоков можно использовать специальные крепежные уголки, которые приобретаются в строительных магазинах отдельно. Использование такого крепежа заметно облегчает работу и позволяет добиться одинакового расстояния между всеми элементами.
Устанавливаются стеклоблоки, как правило, с помощью крестоообразных распорных деталей на цемент. Швы между блоками можно оформить цветной затиркой для кафельной плитки или цветного цемента; их можно даже окрасить. Если требуется придать шву
особую прочность, в него можно уложить металлические полосы или арматуру (толщиной 4-6 мм).
Стены также могут быть облицованы плитками из стекла. Ассортимент таких плиток также очень широк. Они могут быть разноцветными — белого, голубого, синего, бежевого и зеленого цветов, с многообразной гаммой оттенков; матовыми или блестящими. Кроме того, стеклянные плитки для облицовки стен отличаются повышенной твердостью, прочностью и водонепроницаемостью.
Устанавливать стеклянные плитки не сложнее, чем обычные керамические. Технология установки зависит от размеров плитки: для плиток больших размеров в стену предварительно устанавливаются деревянные пробки, при помощи которых плитка крепится к стене шурупами. Цементному или смешанному раствору при работе с плиткой больших размеров (30X15 см) лучше предпочесть пластический клей, поскольку он позволяет стеклу расширяться при нагревании.
Однако в применении стеклянных плиток существуют определенные ограничения. Так, специалисты не рекомендуют облицовывать стеклянными плитками те стены и перегородки, которые постоянно подвергаются воздействию высоких температур или солнечных лучей.
В любом случае, чтобы конечный результат гарантированно соответствовал первоначальному замыслу, желательно обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
См.также:
Стекло в окнах и дверях
Использование стекла для заполнения оконного проема или в качестве дверного элемента, пожалуй, наиболее традиционно. Форма стекла, устанавливаемого в современное окно, может быть практически любой: не только привычной прямоугольной, но и квадратной, круглой или треугольной…
По мнению ученых, первыми зеркалами, с которыми познакомился человек, были отполированные бронзовые и обсидиановые пластинки. Стеклянные зеркала возникли лишь в XIII веке в Голландии, а затем во Фландрии. В 1373 году в немецком городе мастеров Нюрнберге появился первый зеркальный цех… Главная страница сайта | Главная страница раздела