Свет — убаюкивающий или бодрящий

Наверное, излишне говорить о том, насколько важно для здоровья глаз и хорошего отдыха правильное освещение в приватной части квартиры. В спальне и гардеробной свет должен создавать максимальный комфорт ее обитателю, а в кабинете — обеспечивать необходимые условия для плодотворной работы.

Для того чтобы этого добиться, в каждом конкретном случае нужно использовать различные типы осветительных приборов, а также учитывать специфические особенности световых потоков от светильников разных типов. Полезны могут оказаться и специальные приемы, позволяющие зрительно изменять пространство — увеличивать, сужать, расширять — в зависимости от поставленной цели.

Световой поток создает любой источник света, однако свойства этого светового потока в зависимости от типа светильника будут разными. Если попробовать классифицировать потоки освещения от разных источников, можно выделить свет прямой, рассеянный и отраженный.

Источником прямого точечного света, как понятно из названия, является некая локализированная точка — к примеру, настольная лампа или маленький галогенный светильник, встроенный в подвесной потолок. Точечный свет может быть как направленным, так и ненаправленным. Интенсивность его потока у некоторых осветительных приборов (настольных ламп) можно регулировать.

Рассеянный свет излучают лампы с большой светящейся поверхностью — например, шарообразный потолочный светильник. Но наиболее предпочтителен и безвреден для человека отраженный свет. Идеальный пример отраженного света — естественное дневное освещение. Солнечные лучи способны взбодрить, дать ощущение силы и здоровья, они возбуждают центральную нервную систему, отвечающую за состояние и тонус других систем организма. Солнечный свет активизирует обменные процессы, регулирует биоритмы. Вообще-то это наиболее выгодный для человека свет, ведь главный приемник световой энергии — глаз — изначально сформировался в условиях естественного освещения.

Кроме того, солнечное ультрафиолетовое излучение обладает большой биологической активностью, и под его воздействием повышается устойчивость организма к болезнетворным микробам, химическому загрязнению воздуха и другим неблагоприятным воздействиям. В условиях нехватки этого излучения у человека ухудшается общее состояние организма, снижается иммунитет, что приводит к возникновению различных заболеваний. Поэтому не стоит пренебрегать солнечным светом, льющимся в комнаты, особенно летом, через открытые окна. Площадь окон чрезвычайно важно максимально использовать: шторы, особенно плотные, должны быть устроены так, чтобы днем их можно было раздвинуть за пределы окон. В качестве неподвижных допустимы лишь легкие, максимально прозрачные занавеси из тюлевых тканей. Необходимо учитывать, кстати, что запыленные окна на треть снижают естественную освещенность. Очень желательно, если позволяет погода и отсутствие

городского смога, в теплое время года держать окна раскрытыми. Это позволит максимально использовать обеззараживающее действие солнечных лучей.

Конечно, все хорошо в меру и вовсе не нужно постоянно подвергать свою квартиру длительному воздействию прямого солнечного света. Вполне достаточно делать это время от времени, а в остальные дни можно использовать в качестве защиты от палящего солнца регулируемые шторы и жалюзи.

Эффекта, подобного дневному освещению, очень сложно достигнуть с помощью какого бы то ни было искусственного источника света. Однако сегодня специалисты, разрабатывающие конструкции светильников, взяли на заметку тот факт, что человеческим глазом отраженный свет воспринимается гораздо более комфортно, чем прямой. Очевидность этого утверждения можно проиллюстрировать, вспомнив, что отраженные солнечные лучи гораздо меньше раздражают глаза, чем прямой яркий свет. Например, взгляду легче сосредоточиться на белой странице книги в тени древесной листвы, когда солнечные лучи падают на белую поверхность отраженными под разными углами, чем наблюдать залитую солнцем снежную равнину — она буквально слепит глаза. Современные производители светильников учитывают эту особенность человеческого глаза, и поэтому для достижения эффекта отраженного света в большинстве современных светильников устанавливаются системы отражателей. Таким образом, световой поток от электрической лампочки сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве.

Однако для того, чтобы установить в «личных покоях» максимально удобное освещение, недостаточно решить, какой вид светового потока предпочтительнее и какими будут светильники. Необходимо выбрать тип электрической лампочки, которой будет оборудован ос-. ветительный прибор.

Лампочка — основной элемент любого осветительного прибора, ведь без нее самый роскошный светильник может выполнять только декоративные функции. Современный рынок предлагает огромное разнообразие ламп, различающихся типом, сроками службы, цветом, температурой, напряжением и мощностью. Классифицируются все лампы по нескольким параметрам: типу, цоколю, напряжению, мощности, цветовой температуре и, наконец, производителю.

В бытовых светильниках используется три типа ламп: галогенные, люминесцентные (газоразрядные) и лампы накаливания. Скажем несколько слов о каждом из этих типов.

Галогенные лампы — наиболее экономичные. Их главное достоинство — высокая мощность при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Сегодня производители предлагают огромный выбор галогенных ламп: мощностью 5-150 Вт для пониженного напряжения 12-24 В, а также мощностью 25-250 Вт (одноцокольные со стандартными цоколями Е14 и Е27) и 100-500 Вт (двухцокольные), рассчитанные на сетевое напряжение 220-230 В.

Галогенные лампочки бывают двух видов: так называемые «пальчиковые» и «линейные». «Линейные» рассчитаны на 220 вольт, а «пальчиковые» — на 12. Неудобство первых состоит в том, что они нередко перегорают из-за скачка напряжения в сети. «Пальчиковые» галогенные лампочки сейчас чаще всего используются в популярных офисных и домашних настольных светильниках. Они служат намного дольше, но светильник при этом должен снабжаться дополнительным выпрямителем, преобразующим ток 220 в 12 вольт.

Другой вид ламп — люминесцентные, или газоразрядные. К газоразрядным источникам света относятся лампы, в которых излучение видимого диапазона волн возникает в результате электрического разряда в среде инертных газов, паров металлов или их смесей. Это люминесцентные лампы, дуговые ртутные лампы с люминофором (ДРП), ксено-новые лампы (ЦКсТ), дуговые ртутные лампы с иодинами (ДРИ), дуговые натриевые лампы высокого давления (ДнаТ). Лампы, из объема которых выкачан воздух, называются вакуумными в отличие от газонаполненных, колбы которых заполняются инертным газом (смесью азота, аргона, ксенона, криптона). Газонаполненные лампы по сравнению с вакуумными имеют лучшую светоотдачу, так как газ, находящийся в колбе под давлением, препятствует испарению вольфрама. Это позволяет повысить температуру накала, за счет чего увеличивается световой поток и улучшается цветность. Дуговые ртутные лампы высокого давления в несколько раз экономичнее ламп накаливания, но не дают высокого качества цветопередачи и используются в основном в промышленных целях: для освещения открытых площадок, проезжих частей дорог, строительных площадок, производственных территорий.

По сравнению с лампами накачивания люминесцентные лампы имеют значительные преимущества: у них несколько раз больше срок службы, они более экономичны, ярче горят, имеют улучшенный спектральный состав излучения.

Люминесцентные лампы могут выпускаться цветными, причем в очень широком спектре. Это зависит от состава использованного в них люминофора.

Первая буква в их обозначении всегда Л. Это означает «люминесцентная». Следующие буквы, между Л и Ц, ука-зьшающими на характеристику цветности, информируют о спектральном составе и конструктивных особенностях лампы, поскольку колбы, в которых выпускаются эти лампы, могут быть самого разнообразного вида и размера:

Б — белая,

Д — дневная,

ТБ — тепло-белая,

ХБ — холодно-белая,

Е — естественная,

БЕ — белая естественная,

Ф — фотосинтетическая,

Р — рефлекторная,

У-И-образная,

К — кольцевая,

А — амальгамная.

Лампы с указанием цветности (Ц) отличаются улучшенным спектральным составом излучения, обеспечивающим хорошую цветопередачу освещаемых предметов.

Цифры, следующие после буквенного обозначения, указывают номинальную мощность лампы в ваттах.

Небольшим недостатком люминесцентных ламп является тот факт, что в условиях низкой температуры и влажности они плохо «загораются» и быстро выходят из строя. Оптимальные условия для их надежной работы — температура 18-25 °С и относительная влажность воздуха не более 70%. Кроме того, существенным минусом этих ламп являются периодические пульсации их светового потока с частотой, равной удвоенной частоте электрического тока, и хотя человеческий глаз не в состоянии заметить эти мелькания света благодаря зрительной инерции, с точки зрения медиков, мерцающий характер света ламп этого типа способен оказывать неблагоприятное воздействие на нервную систему человека. Это служит причиной для запрещения использования таких ламп в детских учреждениях.

И, наконец, наиболее популярной в бытовых светильниках, несмотря на все нововведения и разработки в области светотехники, остается хорошо знакомая всем обычная лампа накаливания. В отечественных осветительных приборах чаще всего устанавливаются лампочки на 60 Вт с цоколем Е27, однако все популярнее становятся и другие приборы, в которых применяются лампочки с цоколем Е14 и мощностью 40 Вт, получившие название «миньон». В осветительных приборах импортного производства чаще всего используется именно миньон из-за своего маленького цоколя, поскольку это дает дизайнерам самый широкий простор для экспериментов с формами светильников. Сама же конструкция лампы накаливания одинакова для ламп разной мощности, размеров и напряжения, при котором происходит номинальное свечение.

Лампы накаливания общего назначения обозначаются буквами, например:

В — вакуумная лампа,

Г — наполненная смесью аргона (86%) и азота (14%),

Б — биспиральная,

БК — биспиральная, наполненная смесью криптона (86%) и азота (14%),

МТ — с матированной колбой;

МЛ — в колбе молочного цвета,

О — в опаловой колбе.

Цифры, стоящие после букв, обозначают диапазон напряжения питания лампы в вольтах и ее номинальную мощность в ваттах.

Стоит упомянуть еще об одном интересном, но мало распространенном типе лампы накаливания. Это зеркальная лампочка, которая направляет пучок света в одном направлении. Она очень удобна, например, для акцентированной подсветки определенной зоны.

Лампы накаливания потребляют больше электроэнергии, чем галогенные лампы, однако в последнее время разработаны модели с различными видами напылений, что дает лампам накаливания некоторые плюсы галоге-новых, в частности — экономичность.

Чтобы правильно определить, какой мощности лампы необходимы для освещения определенного пространства, обычно исходят из значения около 10 Вт на один квадратный метр площади. А определить, насколько та или иная лампа подходит для конкретной ситуации — скажем, освещения прикроватной тумбочки или рабочего стола, — можно, зная некоторые специальные характеристики.

Во-первых, это количество света, которое дает та или иная лампа, и, прежде всего, световой поток (его величина измеряется в люменах (Лм). Говоря языком светотехников, этот параметр — световая отдача лампы — определяется количеством «люменов с ватта» (Лм/Вт): имеется в виду, что каждый ватт потребленной электроэнергии «преобразуется» в некоторое количество люменов светового потока.

В зависимости от типа лампы могут иметь разную световую отдачу. Определить ее можно, зная соотношение между воспринимаемым человеческим глазом светом (то есть системой световых величин, в число которых входит и световой поток, измеряемый в люменах) и мощностью излучения (которое измеряется в ваттах). Например, установленная в люстре лампа накаливания мощностью 100 Вт может иметь световой поток в 1200 Лм, 35-ваттная галогенная лампа — 600 Лм, а натриевая лампа мощностью 400 Вт, установленная в освещающем проезжую часть фонаре, — 48 000 Лм. Световая отдача конкретного светильника в конечном счете определяет экономическую эффективность его использования.

Очень важно учитывать параметры, определяющие качество света. Это цветовая температура и цветопередача. Они зависят от спектра излучения лампы: чем более сплошной и равномерный спектр она имеет, тем более различимы цвета предметов в ее свете. Для сравнения — Солнце, главный для всех людей источник света, имеет сплошной спектр излучения и наилучшую цветопередачу. Конечно, далеко не все лампы могут сравниться с Солнцем, однако в качестве наиболее предпочтительных искусственных источников теплового излучения можно назвать традиционные и галогенные лампы накаливания. Благодаря сплошному спектру они не имеют особых проблем с цветопередачей. А, например, разрядные лампы, имеющие в своем спектре полосы и линии, зачастую передают цвета предметов довольно своеобразно.

«Цветность» света чрезвычайно важна, поскольку в жилых интерьерах предпочтительнее лампы теплого тона, способствующие отдыху и расслаблению. Человеческие лица в свете таких ламп выглядят наиболее естественно. Можно выбрать лампы и разных спектров — их грамотное использование способно дать очень интересный эффект. Например, используя галогенные лампы, можно получить более богатый спектр излучения, чем применяя лампы накаливания. Более того, при этом существует возможность регулирования светового потока с сохранением достаточной его «белизны» даже при пониженном напряжении (вообще же изменение напряжения влияет на мощность лампы и, соответственно, на цветовую гамму).

Кстати, сегодня существуют галогенные лампы, имеющие внешние стеклянные отражатели со специальным интерференционным покрытием, которое пропускает инфракрасное излучение, создавая так называемый «холодный» пучок света. Лампы с внешним алюминиевым отражателем образуют «глубокие» (с углом рассеяния 30-100) и «широкие» (с углом рассеяния до 600) пучки света.

В каталогах ламп производители, как правило, указывают общий индекс цветопередачи Ra, определяемый на основании оценки качества передачи цвета 8 эталонных цветных образцов. Ra тепловых ламп равен 100 (максимальное значение), для разрядных он колеблется от 20 (натриевые лампы) до 95 и даже 98. Правда, Ra не позволяет сделать вывод о характере передачи цветов, а иногда даже может дезориентировать: так, люминесцентные лампы с трехполосным люминофором и белые свето-диоды, имеющие Ra, соответствующий «хорошей» цветопередаче, зачастую неудовлетворительно передают некоторые цвета. Поэтому при проектировании интерьера очень важным моментом является тщательный подбор ламп для обеспечения требуемого качества цвета и света.

Например, чем выше температура накаливания и больше в спектре голубой составляющей, тем более четко глаз воспринимает окружающие предметы. Такой же зрительный эффект дают флуоресцентные лампы. Зато низкотемпературные источники света действуют с точностью до наоборот — они не позволяют глазу быстро фокусировать изображение, «размывая» контуры предметов.

Вывод напрашивается сам собой. Для создания теплой, расслабляющей атмосферы следует использовать низкотемпературные источники света, а бодрый, деловой настрой создается высокотемпературными лампами.

Выбирая светильник, нужно представлять также и то, каким будет освещение комнаты: общим, местным (локальным), декоративным или соединит в себе все эти три компонента.

Общее освещение обычно создается с помощью направленного или рассеянного светового потока. Самый простой пример — традиционная люстра в центре потолка. Общее освещение объединяет зрительно отдельные функциональные зоны помещения в общую, целостную композицию интерьера комнаты. Излишне яркое общее освещение не всегда подходит для приватной зоны квартиры, где предполагается создать атмосферу уюта, уединения, отдыха.

Наиболее рациональное решение для «личных покоев» — местное, или локальное, освещение. Оно в большей степени, чем общее, создает ощущение уюта, помогает сосредоточиться на каком-нибудь занятии или отдохнуть и расслабиться после трудового дня. Дополнить локальное освещение можно декоративным — оно придаст любому интерьеру законченность и универсальность. Так, прямыми лучами декоративной подсветки можно, например, расставить световые акценты на наиболее выигрышных деталях обстановки.

Дизайнеры рекомендуют помнить о том, что освещение любого пространства формируется не только с помощью светильников, но и всех присутствующих в интерьере поверхностей, от которых отражается свет, — стен, пола, потолка, полированных или зеркальных дверей.

В спальне — комнате, предназначенной для отдыха и расслабления, главное условие при выборе освещения — избегать слепящего света. В спальне вполне может быть создано рассеянное, смягчающие резкие переходы от света к тени общее освещение с помощью подвесного потолочного светильника небольшой мощности, плафонов и подвесов, снабженных рассеивателями и отражателями. Единственное требование: световой поток ни в коем случае не должен быть направлен вниз. Лучше всего, если он будет рассеиваться в направлении потолка.

Общий ориентирующий свет в спальне должен быть максимально мягким, поскольку это благоприятное условие для отдыха. Приятное общее освещение можно получить, равномерно разместив мелкие источники света за карнизами и экранами: скрытые от глаз, такие светильники будут отбрасывать пучки света к потолку, отражающиеся от него вниз и рассеивающиеся в пространстве спальни. Такое освещение максимально благоприятно с точки зрения физиологии, поскольку практически не дает теней. Кроме того, если экраны и карнизы будут выполнены по индивидуальному заказу и являться авторскими работами, это добавит прелести и очарования интерьеру. Необычный световой эффект производят и защищающие источники света большие абажуры, затянутые разноцветной материей, внешним видом напоминающие стилизованные «китайские фонарики». Настроение в спальне такие светильники создают особенно уютное. При желании их даже можно изготовить самостоятельно: подобный абажур представляет собой всего-навсего кусок легкой ткани, туго собранной по краям и расправленной легким каркасом в центре. Но большинство дизайнеров все же рекомендуют устанавливать в спальне несколько групп освещения, в которые, кстати, может входить и верхний свет.

Это могут быть, вкупе с общим освещением, например, свет по периметру, «местный» свет и освещение прикроватных тумбочек (рис. 63). На рисунке мы видим разные источники света: потолочные точечные светильники, настенный светильник и прикроватные в ногах и на тумбочке. Можно даже добавить подсветку тапочек.

Заметим: выбирая источники для скрытого освещения, рекомендуется помнить, что они должны обеспечи-вать достаточное количество света, но ни в коем случае не быть спектрально холодными.

Для общего освещения в спальне можно использовать и традиционный потолочный светильник рассеянного или комбинированного света, направляющий световой поток в основном к потолку и верхней части стен.


Существует и такой оригинальный способ создания «эксклюзивного» светильника: достаточно просто прикрыть потолочную лампочку подвешенным «вверх ногами» цветастым зонтиком. Проектируя спальню, необходимо помнить, что точка крепления потолочного светильника необязательно должна находиться в геометрическом центре помещения, а может быть где-либо еще, например, непосредственно над кроватью.

Можно создать «общее» освещение в спальне и с помощью одних лишь локальных источников — ритмично расположенных высоких торшеров или настольных ламп, а также настенных светильников.

Приятное для глаз освещение, отличающееся мягкими тенеобразующими свойствами и равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхности стен, потолка и пола, дают непрозрачные потолочные светильники, которые не пропускают слепящий свет, разбивая прямые лучи. Рассеянный свет, получаемый от них, имеет наибольший коэффициент полезности и лучше всего подходит для общего освещения. Располагать такие источники света можно совершенно свободно, они могут «путешествовать» по всей верхней плоскости помещения.

Такой же тип освещения могут создать и галогенные лампы, закрепленные на металлических конструкциях или вмонтированные в подвесные или натяжные потолки.

Очень популярными в последнее время становятся споты — небольшие светильники, которые по одному или несколько укрепляются на кронштейне, который подвешивается к потолку. Это сравнительно новый вид осветительных приборов. Спот — это металлическая планка, на которой закреплено несколько вращающихся галогенных светильников. Установленные на стене или потолке спальни, они не только выглядят очень стильно, но и позволяют корректировать направление света, создавая направленный поток света и «подчеркивая» необходимые детали интерьера, формирующие его стиль и колорит. Дизайн этих осветительных приборов весьма демократичен и позволяет использовать их в интерьере практически любого стиля. Основным достоинством этого типа светильников является то, что направление светового потока при этом можно регулировать в зависимости от необходимости.

Конфигурация кронштейна, на котором непосредственно устанавливаются такие светильники, может быть различной: изогнутой в виде изящной дуги или полукруга, быть прямой или представлять собой небольшой «островок», на котором индивидуально располагается потолочный спот. Металлические кронштейны могут быть декорированы элементами из других материалов, например, из дерева (рис. 64).


Однако в спальне вполне можно и возложить всю нагрузку по световому оформлению пространства только лишь на местное освещение: общий свет здесь не всегда является обязательным, наоборот, спальня — это, без сомнения, «царство» ночников и бра. В качестве ночников можно использовать миниатюрные светильники с рассеянным светом. Между прочим, маленькие ночники могут нести в интерьере двойную нагрузку: ночью — выполнять функцию светотехнической аппаратуры, а днем — активно работать как яркий предмет декора.

Для «интимного» освещения, которое часто используется в спальнях, многие современные художники создают модели, дизайн которых вызывает ассоциацию с первыми «осветительными приборами» — факелами, освещавшими жилище древнего человека (рис. 65).

Настенные светильники относятся к категории «дополнительных» осветительных приборов, хотя очень часто они играют роль основного источника света, например, в небольших по размеру помещениях.




В качестве источника дополнительного освещения очень любопытна, например, модель светильника, изготовленная в виде стилизованного фонарика с застекленными стенками, которые могут быть как из обычного, так и из цветного стекла. Помещенные внутрь небольшие лампы накаливания в виде свечей придают законченность этому образу и уют окружающей обстановке (рис. 66).

Очень красивы бра, оформленные хрустальными подвесками. Преломляя теплый свет от электрической лампы, они создают восхитительную игру света в прозрачных гранях (рис. 67).

Одно из основных требований к настенным системам «подсветки» — гармоничное сочетание по цвету и материалам с люстрой. По мнению специалистов, желательно, чтобы это были изделия от одного производителя, с одинаковыми плафонами и дизайном основы. Поэтому многие западные производители, выпускающие осветительные приборы, стремятся создать возможность подбора полного комплекта светильников в одной коллекции.




Для изготовления современных настенных светильников широко используются такие материалы, как молоч-но-накладное и цветное стекло, прозрачное или цветное органическое стекло, а также цветные пластмассы, арматура из металла, окрашенная цветными эмалями или отделанная защитно-декоративными гальваническими покрытиями, детали из керамики, дерева.

Последние разработки дизайнеров настенных светильников основаны на многослойном использовании слоев окрашенного стекла и отражающих зеркальных поверхностей. Очень изящно смотрится бра, выполненное в форме бабочки. Изысканно выглядит модель настенного светильника, оформленная в виде ореола пламени (рис. 68).

Одним из новых требований к светильникам для размещения на стене, предъявляемое сегодня дизайнерами Западной Европы, — сделать его максимально «невидимым». Этому требованию отвечает модель такого, например, светильника прямоугольной формы, который создали дизайнеры из Италии (рис. 69).

Скромный дизайн позволяет современным настенным светильникам, не привлекая внимания к своей отделке, создавать иллюзию «живого» света, который словно сам по себе мягко струится со стены.

В качестве источников «местного» освещения спальни хорошо подойдут торшеры. Необходимо только выбрать те модели, в которых есть изменяющий положение лампы кронштейн и регулятор угла поворота светового элемента. Хорошим решением могут стать торшеры с галогенными лампами. Торшер, пожалуй, один из самых удобных способов освещения спальни, благодаря своей независимости. Для «местного» освещения оптимальным считается источник света, расположенный на высоте около 1,3 метра. А в просторной спальне очень оригинально будет выглядеть напольный светильник с еще более низким расположением источника. Такой светильник создаст исключительно комфортную атмосферу.


«Местное» освещение в спальне можно создать и при помощи источников света, расположенных на подвижных кронштейнах либо на гибких ножках. Они позволяют изменять точку исходящего света и угол наклона светового потока и своей динамикой почти приближаются к торшерам.

Некоторые зоны спальни иногда требуют источники направленного света — например, это может потребоваться около кровати, если обитатель комнаты любит читать в постели. Таким светильником может стать лампа на подвижном кронштейне, установленная на прикроватной тумбочке или настенное бра (рис. 70). Главное условие — света от лампы должно хватать для чтения, и он должен падать чуть сверху и сбоку от головы читающего. Для таких ламп рекомендуется использовать светильники с непрозрачными абажурами. Наряду с этим очень важно осветить выбранное место так, чтобы не создавалось резкого контраста в освещенности с окружающим пространством.

Сегодня очень популярна для использования в спальне мебель с уже встроенными светильниками: это разнообразные кровати, тумбочки и их комбинации. Существуют и оригинальные авторские разработки.

Настольные лампы у изголовья кровати, если они исполняют не только роль ночника, не должны быть расположены слишком низко. Световой поток в нижней части лампы должен выходить свободно, чтобы активно освещать край постели. Остальная часть света должна проходить через абажур — рассеивающий или плотный.


Настенные светильники крепятся примерно в 1,2-1,5 метрах от пола, в непосредственной близости к изголовью.

Чтобы определить место крепления, необходимо знать точные габариты и место расположения кровати. Если по каким-либо причинам это предугадать невозможно, не рекомендуется убирать проводку в стену. Можно воспользоваться подвесными светильники с автономным проводом.

«Местное» освещение используется в спальне и у туалетного столика. Утренний туалет требует определенного освещения, для которого можно воспользоваться светильником с лампой накаливания мощностью 100 Вт. Она должна находиться на расстоянии не ближе метра от лица человека. Можно прибегнуть и к довольно простому варианту подсветки туалетного столика, укрепив у зеркала светильник на подвижном кронштейне, позволяющем менять направление и интенсивность освещения. Очень хороший вариант освещения — при помощи множественных источников, например, равномерно размещенных по периметру зеркала, по его вертикалям или горизонталям. Можно установить для освещения зеркала на туалетном столике в спальне светильники с мягким рассеянным светом. Главное правило, как уже говорилось, не освещать зеркало падающим сверху или цветным светом, чтобы не искажать отражение, поскольку такой свет создает дополнительные тени и изменяет тона.

Очень важно продумать и взаимодействие светильников у зеркала между собой, поскольку в спальне особенно нежелателен эффект бликов.

Свет может не только освещать спальню, но и украшать ее. Дизайнеры считают, что даже небольшим источником цветного света можно дополнить декор спальни, а иногда и полностью его заменить. Например, приятную «интимную» обстановку в зоне постели можно создать и с помощью лампочки накаливания с окрашенной в приятный цвет колбой, которой будет снабжена одна из настольных, ламп или один из патронов многопозиционного потолочного светильника. Оранжево-желтые лучи света — отличная имитация живого огня, спектр которого является наиболее выигрышным для человеческого тела. Среди новейших разработок в области «интимного» освещения — системы с эффектом «звездного неба». Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра за счет нагревания прибора медленно вращается, и проецируемое на потолок «звездное небо» волнообразно меняет свой цвет, создавая загадочную и романтичную атмосферу.

Если же говорить об освещении гардеробной, то обычно это помещение маленькое и не имеет окна, поэтому свет должен быть достаточно ярким и равномерным, но не слепить глаза. Для освещения лучше использовать несколько ламп накаливания, например — встраиваемые точечные светильники.

Если гардеробная представляет собой просто большой шкаф, его можно оборудовать встроенными светильниками. Встроенный внутри гардероба свет бывает весьма полезен: позволяет хорошо видеть все вещи и избавляет от необходимости включать общий свет. Светильник для освещения платяного шкафа обычно располагают на уровне глаз так, чтобы его свет был направлен внутрь гардероба: тогда дверцы не будут давать тень, и можно легко определить ткань и цвет висящей в шкафу одежды. Выключатель можно разместить, например, на внешней боковине шкафа. В случае, когда хотя бы одна из створок шкафа является зеркалом, необходимо осветить лицевую сторону шкафа. Это может быть, например, карниз, слегка выступающий над шкафом и оборудованный точечными, лучше всего поворотными светильниками.

В поворотных точечных светильниках внешняя часть арматуры подвижная, таким образом можно направить световой поток в необходимом направлении (рис. 71).

Точечные светильники могут быть и неповоротными. Они закрепляются статично и освещают целенаправленно один и тот же участок (рис. 72).

Корпус точечных светильников, как правило, изготавливается из металла, стекла, латуни и термопластика. Особый шарм светильникам придают специальные покрытия — полированная латунь, матовая латунь, хром, матовый хром, черный хром, бронза. Формы плафонов для точечных светильников могут быть самыми замысловатыми: в виде спирали, треугольника и даже… сосульки.




Более того, в некоторых фирмах можно заказать расцветку и форму светильников по собственному эскизу. Все это придаст разнообразие интерьеру, а при умелом расположении — подчеркнет нестандартность стиля жизни хозяев дома.

В любом случае освещение гардеробной комнаты должно быть установлено так, чтобы не осталось темных углов и глубоких теней, поскольку все это затрудняет поиск нужной вещи. Наилучший вариант освещения тот, который позволяет вошедшему в гардеробную человеку сразу сразу окинуть взглядом все свои владения.

Однако, как считают дизайнеры, сегодня основная проблема освещения гардеробных заключается не столько в уровне освещенности, сколько в правильном выборе цветности света и соответствия этой цветности той, с которой человек сталкивается, «выходя в свет», то бишь на улицу. К сожалению, ни один, даже очень качественный источник света, никогда не воспроизведет одинаково хорошо свет пасмурного неба и яркого солнца.

По этой причине не рекомендуется использовать в гардеробной только люминесцентные светильники (лампы дневного света): дело в том, что люминесцентные лампы до определенной степени искажают цветопередачу и поэтому могут затруднить подбор предметов гардероба или заставить хозяина каждый раз вытаскивать вещь из гардеробной и рассматривать под более естественным освещением. Предпочтение рекомендуется отдавать галогенным светильникам, а лучше всего освещать гардеробные несколькими светильниками разных типов: например, двумя галогенными лампами и двумя люминесцентными лампами дневного света.

Особо важно обратить внимание на грамотное освещение кабинета. Ведь это помещение предназначено для длительной и напряженной работы, а правильно расположенные светильники создают освещение, позволяющее работать дольше, не уставая, без риска испортить себе зрение. Очень желательно, чтобы условия освещенности в темное время суток максимально соответствовали дневным.

Особенно важно в кабинете уделить внимание общему освещению и освещению рабочего места (или нескольких). Для удобства и комфорта рабочего места одно из главных требований — одновременное использование двух видов освещения: направленного и рассеянного. Это необходимо, чтобы избавиться от вредных для здоровья глаз резких контрастов между ярко освещенной рабочей плоскостью (например, стола) и погруженной в темноту остальной частью комнаты (рис. 73).

К сожалению, очень распространена ошибка, когда общий свет выключают при включенном освещении за рабочим столом. Общее освещение кабинета обязательно должно быть включено во время работы. В качестве альтернативы можно использовать несколько равномерно рассредоточенных локальных светильников с не слишком яркими световыми потоками.

Можно выбрать, например, такой удачный вариант общего освещения кабинета, который предполагает использование множества миниатюрных светильников, встроенных в потолок. При таком расположении направленные на поверхность письменного стола лучи света оптимальным образом охватывают горизонтальные рабочие поверхности.

Эстетически данное решение очень благоприятно потому, что интерьер кабинета не загромождается излишними предметами. Этот вариант с одинаковым успехом применяется как в малогабаритных, так и в просторных кабинетах.


Освещение рабочего места может быть осуществлено с помощью самых разнообразных источников света. Удобны для использования в кабинете напольные и настольные лампы с одним или несколькими подвижными кронштейнами, которые можно устанавливать по своему усмотрению.

Если воспользоваться напольными лампами, имеющими два световых источника, можно в правильных пропорциях скомбинировать разные типы освещения: направив один из источников на рабочую плоскость, создать направленный свет, а другой — обратив на стену или потолок, добиться создания мягкого рассеянного освещения. Существуют и настольные лампы подобной конструкции. Настольные светильники с единственной лампой, создающей направленный на рабочую плоскость поток света, необходимо использовать одновременно с включенным общим освещением, выполняющим в этом случае функцию рассеянного.

Одно из условий для длительной напряженной работы — интенсивный, но не резкий, а мягко струящийся свет над рабочей поверхностью. Чтобы работать с комфортом, например, за столом, достаточно яркой лампы со специально сконструированным абажуром, создающим определенный поток света. С точки зрения эффективности его оптимальная форма — конус или полусфера. Сферический абажур формирует на столешнице концентрированное световое пятно, конический (при том же диаметре нижней части) — более равномерное. Удобна в этом отношении и подвешенная к потолку лампа.

Для отражающей способности абажура важен вид внутренней поверхности. Идеальные свойства — у зеркальных материалов. Наиболее часто практикуемый отражатель — белая глянцевая поверхность. Для письменного стола, свободно стоящего в помещении, не примыкающего к стенам, имеет значение положение электрической розетки. Оптимально, когда она находится в полу рабочей зоны, тогда из-под стола не выглядывают провода.

Источник света должен быть расположен над поверхностью стола не менее чем в 30 сантиметрах. При этом, чем выше от столешницы находится источник света, тем большую яркость он должен обеспечивать. Если источник света находится сбоку, его расположение по отношению к объекту работы должно обеспечивать верхнебоковое направление светового потока под углом не менее 30 градусов к горизонту (рис. 74).


Если при работе взгляд постоянно устремлен на белую поверхность бумажного листа, для освещения рабочей плоскости не следует употреблять лампочек мощностью выше 60 ватт. Ослепительный поток света, отраженный белой поверхностью бумаги, попадает непосредственно в глаза и портит зрение.

Источник света рекомендуется располагать так, чтобы тень от пишущей руки не падала на написанное: для работающих правой рукой — слева, для «левшей» — справа.

См.также:

Четыре стихии в лиЧных покоЯх
Приватная, «интимная» часть квартиры в большей степени, чем остальные жилые помещения, призвана снять стресс, развеять усталость. Ведь не секрет, что современный человек постоянно подвергается большой нагрузке — психологической, эмоциональной, физической. Чем тяжелее нагрузка, тем интенсивнее должен быть и отдых, полнее расслабление и разгрузка…

Безупречность стиля и выразительность цвета

Считается, что универсальный вариант оформления интерьера приватной части жилья — светлые тона. Позитивное воздействие света, будь то естественного или искусственного, на настроение и самочувствие человека давно доказано научно. Ученые даже связывают осенние депрессии с недостатком света в связи с укорачиванием светового дня… Главная страница сайта | Главная страница раздела