Свет в гостиной

Никогда не стоит недооценивать значение освещения в гостиной. Ведь обычно именно это помещение — наиболее симпатично и желанно. Гостиная ассоциируется со спокойной, уютной обстановкой, островками мягкого света, где приятно и почитать книгу, и отдохнуть, и посмотреть телевизор. Создать необходимое настроение порой может всего один щелчок выключателя. Поэтому принципиальную схему освещения важно продумать прежде, чем начинать оформление комнаты. Можно очень долго и придирчиво подбирать элементы интерьера — ткани, обои, разные очаровательные мелочи, но если гостиная не имеет хорошего освещения, то самое ценное — атмосфера — будет утрачено.

Дизайнеры не советуют планировать строго и равномерно распределенное освещение всей гостиной. Считается, что в этом случае комната потеряет свои контуры, будет казаться скучной и быстро утомлять присутствующих, поскольку в ней будет недоставать напряжения и контраста. Главный закон освещения гостиной — общий свет плюс локальные подсветки, поскольку все это привнесет свое настроение в каждый уголок комнаты. Чем больше локального освещения (светильников, торшеров и настольных ламп) будет в квартире, тем лучше (рис. 51).




По мнению специалистов, для создания в комнате комфортной атмосферы необходимо не менее трех источников света с разной интенсивностью, расположенных на разных уровнях. Например, можно установить в гостиной четыре группы освещения: потолочное, освещение по периметру в виде бра, световые шнуры, местное освещение журнального столика и мягкий свет для просмотра телевизора (световые контрасты, мешающие смотреть телевизор, легко сгладить с помощью дополнительной подсветки за ним).

Соседство света и темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение и сообщает помещению световой ритм, поэтому, по мнению специалистов, устраивать такие «островки» света за счет разных его источников наиболее целесообразно. Расположение световых оазисов зависит от того, как проводят свое время в гостиной ее обитатели. Например, кто-то любит почитать в то самое время, когда другой член семьи отдыхает на мягком диване. Для чтения потребуется свет поярче, а для отдыха — более приглушенный. Особое освещение потребуется и в том случае, если часть комнаты время от времени используется как столовая, или при необходимости подсветить прекрасную коллекцию картин или уникальный фарфоровый сервиз.

Следует обратить внимание на то, что освещение предметов искусства требует особого вида декоративного света: здесь применяются низковольтные регулируемые источники рассеянного света или направленные световые проекторы; иногда картины обрамляются гибкими световыми лентами.

Важно отметить, где именно потребуется отдельное освещение — на стене, на полке, на столе. Все зависит от того, как обитатели гостиной проводят досуг, какими вещами они дорожат. Прежде чем расставлять мебель, можно воспользоваться старым и простым приемом — отметив расположение мебели на миллиметровой бумаге, подумать, для всех ли светильников хватит розеток и в нужном ли месте они располагаются. Например, если хозяин гостиной предполагает установить в один из уголков комнаты свое любимое кресло для чтения, то нужно, чтобы рядом была и розетка. Это очень важно: как правило, отдельное освещение требуется почти для каждого места, где предполагается какое-нибудь сосредоточенное занятие.

К части гостиной, используемой в качестве столовой, нужно подходить с особыми мерками: может быть, потребуется подвесная лампа над столом с регулятором яркости или, наоборот, более органичным окажется создание освещения укромного уголка с помощью симпатичных бра, а для обеденного стола будут использоваться свечи.

Выбор источников освещения, как правило, начинают с верхнего света — самого распространенного вида освещения. Обычно такой свет падает сверху вниз из середины потолка — от подвесного плафона, люстры, абажура, — хотя существует и много других вариантов. К сожалению, многие люстры и плафоны помимо того, что рассеивают свет вниз или в стороны, отбрасывают также и круг света на потолке. Для направленного потока света можно использовать светильники с абажуром или отражателем. Причем чем глубже сама лампа, чем острее конус отражателя светильника, тем целенаправленнее будет его свет. Куполообразные, с широким конусом лампы создают рассеянное освещение. Можно вместо традиционной люстры в центре потолка использовать точечные светильники. Прекрасную возможность для творчества дают конструкции на основе токоведу-щих шин.

Очень популярным решением создания общего освещения является размещение небольших потолочных светильников по верхнему периметру гостиной. Такие источники отражают свет от потолка и отдают большую часть его назад, равномерно рассеивая по всей комнате.

Часто можно встретить вариант, при котором припо-толочные светильники скрыты за размещенным вдоль стен специальным выступом, этот прием зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства. Мягкого рассеянного освещения можно добиться также посредством непрерывной световой полосы всей той стены, на которой расположены окна. Световые источники должны быть прикрыты карнизом для занавесей, специально для того приспособленным. Такое освещение дает прекрасные практические и эстетические результаты. Прямоугольную гостиную можно сделать оптически квадратной, если в дополнение к монотонной подсветке трех стен создать выраженный световой акцент на удаленную стену. Раздвинуть пространство можно и по-другому — подсветив нижние углы комнаты, а сузить — направив свет в ее верхние углы. Низкий потолок не будет «давить», если не использовать для освещения такой гостиной громоздкие люстры, перегруженные декоративными деталями.

Потолок можно зрительно приподнять, используя светлые холодные тона и тонкие блестящие текстуры. Причем при определенной форме и расположении светового пятна потолок может приобрести иллюзорный уклон и навевать ощущение мансарды. С помощью света потолок вообще можно «отделять» от стен и заставлять его «парить» над комнатой. Эффект парения достигается с помощью равномерной подсветки напольными или закарнизными светильниками. Однако такая панорамная подсветка хорошо работает только с идеально ровной поверхностью потолка, в противном случае все, даже самые мелкие, дефекты проявятся с удвоенной силой.

При освещении гостиных большого размера лучше всего использовать светильники прямого света. Изменяя яркость света, отраженного от пола, стен и потолка, можно корректировать объем помещения гостиной. Некоторые специалисты считают, что точечные потолочные светильники не предназначены для освещения больших помещений, но, с другой стороны, это дело личного вкуса. Можно, например, скомбинировать обычные люстры, основной источник света, с точечными светильниками, например, расположив их по периметру комнаты для увеличения освещения.

После определения источника общего освещения необходимо определить свет дополнительный — боковой, настольный и так далее.

Прекрасным дополнением к осветительным приборам является возможность регулировать интенсивность их света. Например, можно использовать шести-восьмика-нальный выключатель, в который добавлены клавиши «темнее/ярче», «включить весь свет/выключить все».

При наличии универсального пульта и (или) радиовыключателя светом можно будет управлять и из-за праздничного стола или с дивана.

Боковое освещение выглядит более деликатным, даже интимным, по сравнению с верхним светом. Современные настенные светильники часто направляют пучок света вдоль по стене и вверх, создавая дополнительные «островки» света. Однако такой тип освещения не очень хорошо подходит, например, для чтения. То же можно сказать и о светильниках для подсветки. Их назначение очень утилитарно. Такие источники света просто крепят ниже или выше предметов, которые нужно выделить светом. Особый шик и индивидуальность приобретает интерьер, в котором расставлены четкие световые акценты на предметы декора — растения, аквариумы, статуэтки, подсвечники. Такой вариант подсветки дает двойной эффект. С одной стороны, из общей интерьерной композиции выделяются наиболее интересные и оригинальные детали, а с другой — ближайшая к ним стена превращается в своеобразный экран, на котором запечатлеваются причудливые тени. Потрясающий эстетический эффект и элемент нереальности создает подсветка направленным точечным светом картин и декоративных панно.

Большой простор для художественных «манипуляций» со светом дают настольные лампы. С их помощью можно легко осветить как всю комнату, так и ее уголки. Иногда в этом случае можно вовсе не прибегать к верхнему свету. Можно установить удобную настольную лампу с достаточно ярким освещением рядом с журнальным столиком. Настольные лампы позволяют «играть» светом по собственному усмотрению. Например, если расположить по комнате настольные лампы так, чтобы они создавали как бы мягкие облачка света, и подсоединить все провода к одному выключателю, можно создать уютную атмосферу и вместе с тем приподнятое настроение, когда все лампы приветственно вспыхнут, едва хозяин ступит на порог гостиной.

Необычно осветить комнату помогут и напольные светильники. Их легко перемещать по комнате, они хороши как для общего света, так и для освещения отдельных уголков. Можно, например, поставить торшер с традиционным абажуром рядом с креслом, создав атмосферу для расслабления и отдыха.

Торшер рядом с удобным креслом идеально подходит для создания уютной атмосферы, неповторимым образом меняя окружающее пространство. В кругу света возникает особенное чувство уединения. Для более общей подсветки можно установить напольный светильник с конусообразным отражателем, направленным к потолку.

Наиболее романтичный и независимый вид освещения — свечи. Они могут стоять на столе, на каминной доске, могут быть вставлены в канделябр и люстру-подсвечник на потолке или даже — убраны в фонарь. Их мягкий и ласковый свет способен создать настолько неповторимую атмосферу, что очень легко совсем забыть про электричество…

См.также:

Свет в прихожей
Прихожая — своеобразная визитная карточка дома: ведь именно здесь создается первое представление о квартире и, косвенно, о ее хозяине. Помимо этого, прихожая является своего рода психологическим рубежом между уличной суетой и домашним уютом и создает определенный эмоциональный настрой…

«аппетитный» свет в столовой

Свет в столовой предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей «подачи» сервировки стола. Не стоит забывать о том, как важен процесс подготовки организма к приему пищи. Красивая сервировка, правильно освещенная, стимулирует звуковые, световые, слуховые и другие анализаторы, помогающие организму подготовиться к трапезе, выработать желудочный сок… Главная страница сайта | Главная страница раздела