Тарелка как произведение искусства

Один из интересных и эффектных вариантов обновления фарфоровых, стеклянных и керамических тарелок и бокалов заключается в росписи яркими красками с многочисленными оттенками. Техника живописи по стеклу и фарфору- уникальное искусство, которое позволяет своими руками не просто украсить посуду и сделать ее более привлекательной, но создать уникальное произведение искусства (рис. 20).


Все, что для этого потребуется, — стеклянная или фарфоровая посуда, новая или старая: графин, тарелки, бокалы или просто бутыли красивой формы; специальные краски и кисточки, которые можно приобрести в художественном магазине, немного спирта (медицинского или технического) и ватные шарики, чтобы обрабатывать стеклянную поверхность перед росписью.

Очень удобно использовать специальные краски для холодной керамики и росписи по стеклу, которые кристаллизуются при обычной температуре, а следовательно, не нуждаются в обжиге и сложном и дорогостоящем оборудовании для этого. Однако краски для холодной керамики требуют к себе особенного внимания при хранении. Кроме того, можно приобрести специальный растворитель для разбавления красок и промывки кистей, а также бесцветный лак для защиты готовой работы.

Краски для холодной керамики обычно готовы к применению, но для легкого разбавления можно использовать специальный растворитель. Однако чем сильнее разбавлена краска, тем больше риск образования потеков. Поэтому опытные художники рекомендуют ограничивать использование растворителя промывкой кистей или смачивать им салфетку перед тем, как стереть неудачно наложенный мазок свежей краски. Существуют краски для росписи по стеклу, которые до высыхания можно стирать просто мокрой салфеткой и легко исправлять случайные ошибки.

Отметим еще одну рекомендацию специалистов: если основа чрезвычайно пористая и впитывающая, это может значительно снизить натуральную яркость красок. В этом случае рекомендуется воспользоваться специальным бесцветным лаком, который наносят на основу в несколько слоев. Лак можно также смешивать с красками для холодной керамики, получая очень тонкие оттенки прозрачности и игру тонов. Если краски при работе высыхают в чашечках или на палитре, можно воспользоваться растворителем.

Когда краски полностью высохнут на изделии, для защиты готовой работы его покрывают несколькими слоями лака.

Краски для холодной керамики стойки, прочны и безвредны, однако производители не рекомендуют все же украшать ими внутреннюю поверхность посуды, контактирующей с пищей, а чтобы рисунок дольше сохранял свою первозданную красоту — избегать мойки в посудомоечных машинах или очень сильными моющими средствами.

Расписывать предметы можно кистью (желательно иметь несколько кистей разных размеров и формы), обычной губкой или даже лоскутом ткани. Удобно также иметь специальную аппликационную бутылочку с наконечником. В бутылочку наливают краску и с легким нажимом используют для рисования вместо кисти (рис. 21).

Размеры кисточки выбираются в зависимости от того, какого рода рисунок задумал художник. Если изделие украшается миниатюрным орнаментом, специалисты рекомендуют использовать маленькие плоские и круглые кисти из куньего волоса. Для выполнения абстрактных современных композиций можно воспользоваться кисточками «кошачий язычок» (плоскими с заостренным кончиком) или круглыми кистями из бычьего волоса. Удобно, например, иметь кисть № 2-4 (по стандартной нумерации) для маленьких деталей и № 6-8 для выполнения фона и крупных изображений.


Кроме того, для небольших и сложных мотивов художники рекомендуют использовать круглую кисть, а для выполнения фона — кисть «кошачий язычок» или плоскую.

Плоские кисточки разных размеров хорошо подходят для смешивания цветов (один оттенок постепенно переходит в другой): например, один уголок кисточки можно окунуть в красную, другой уголок в белую краску. Плоской кисточкой можно рисовать цветы и листочки, а для прорисовки деталей — жилок у листочков, тычинок — понадобится тоненькая кисть. Не лишней окажется и жесткая кисточка. Можно использовать и старую щетинную кисточку. Если она будет иметь неряшливый вид, это даже хорошо: с помощью такого «инструмента» можно нарисовать растения с массой мелких цветов, например, сирень.

При тампонной технике, с использованием губки (таким способом удобно выполнять фон), можно воспользоваться синтетической или (что предпочтительнее) натуральной губкой, наподобие тех, что предлагаются в парфюмерных магазинах. В сравнении с синтетическими натуральные губки более неоднородны, поэтому можно попробовать использовать оба типа и выбрать наиболее подходящую.

Кроме того, для работы потребуются бумажные полотенца и мягкие лоскуты ткани, чтобы стирать неудавшиеся мазки и вытирать испачканные руки; палитра, емкость для растворителя.

Также необходимо иметь копировальную бумагу, мягкий карандаш, ластик и, конечно, предмет для росписи — тарелку, чашку, стеклянный бокал, графин или красивую бутылку (рис. 22).

Перед началом работы предмет нужно подготовить: например, с бутылки снять наклейки, посуду обезжирить, тщательно промыв в воде с аммиаком или средством для мытья посуды, после чего хорошо ополоснуть теплой водой и вытереть насухо хлопчатобумажной тканью, не оставляющей ворсинок. Можно также протереть поверхность небольшим ватным шариком, смоченным спиртом.

Решать, что именно изображать, каждый художник решает сам, и здесь советовать что-либо трудно. Если же вдохновение пока отсутствует, можно подобрать готовые сюжеты и орнаменты и аккуратно скопировать их. Понравившийся рисунок можно увеличить или уменьшить. Для более тщательного выполнения работы можно приготовить по готовым рисункам специальные трафареты и шаблоны из бумаги. Бумажный трафарет удобно прикрепить к поверхности специальным составом (распылителем), а для того чтобы создавать идеально прямые линии или закрывать места, не подлежащие окраске, — использовать специальную маскирующую ленту.


При работе со стеклянной посудой можно поступить следующим образом. Рисунок кладется так, чтобы он был виден сквозь стекло: на оборотную сторону тарелки или вовнутрь бокала.

Для большего удобства можно закрепить бумажный трафарет. Оригинальная идея — наполнить при этом вазу или стакан сыпучими предметами (горохом, крупой): бумага с рисунком будет естественным образом плотно прилегать к стеклу, а утяжеленный сосуд при-обетет большую устойчивость.

Вырезанные по трафарету фигурки закрепляют на поверхности изделия специальным средством (клеящим раствором) или просто придерживают рукой, а затем обводят их по контуру фломастером или специальным маркером (рис. 23).

На некоторые поверхности можно перевести рисунок с помощью копировальной бумаги. Ее кладут угольной стороной на поверхность сосуда, а сверху липкой лентой укрепляют рисунок. Контуры на поверхность можно переводить обычной ручкой (рис. 24).


После этого можно начинать выполнять рисунок. Краски наливают на палитру или в маленькие пластиковые баночки. Кисточку окунают в краску, снимают излишки, слегка промокнув бумажной салфеткой, и раскрашивают поверхность. Сначала обрисовывают контуры, а потом заполняют основным тоном большие внутренние поверхности. После этого накладывают различные оттенки. Краску предпочтительнее наносить на поверхность небольшими мазками, начиная со светлых тонов и заканчивая темными.

При рисовании можно использовать губку вместо кисточек, а чтобы выполнить ровную полосу орнамента или создать правильные геометрические фигуры, можно воспользоваться специальными маскирующими лентами. Для рисования орнамента две параллельные горизонтальные полоски ленты приклеиваются по окружности графина или бокала (рис. 25).




При закрашивании можно не опасаться, если краска попадет на поверхность ленты, поскольку она предохраняет от окрашивания закрытые участки. Когда краска высохнет, ленту осторожно отклеивают.

Расписав сосуд или тарелку, -их оставляют сушиться на несколько дней, после чего покрывают лаком. Лаки могут иметь различные свойства. Можно, например, выбрать специальный лак, придающий блеск стеклу и керамике.

Итак, немного фантазии — и самая простая посуда из бесцветного прозрачного стекла — обычные кувшин и стаканчики — превращаются в очаровательный комплект посуды авторской ручной работы (рис. 26).

Для того чтобы их расписать, потребуются плоские кисточки разного размера и объема и четыре краски: две желтые темного и светлого тона, и две зеленые — также темного и светлого оттенка; а также бумага, карандаш и бесцветная лента.

После того как стеклянные предметы будут подготовлены к работе так, как описывалось выше, нужно приготовить бумажные трафареты — несколько кружков разных диаметров — большие, средние и маленькие. Трафареты укрепляются с помощью бесцветной ленты внутри стеклянного сосуда. Краски смешиваются на палитре — деревянной или пластиковой. В роли палитры может выступить и обычная пластиковая крышка.

На палитру аккуратно наливают или выдавливают из тюбика небольшое количество от каждой из четырех красок. Краски добавляют по мере использования. Основной рисунок выполняют кисточками среднего размера: одну нужно использовать только для светлых оттенков, другую — только для темных, после чего кисточками поменьше прописывают маленькие детали и дольки лимона. Когда все кружочки подсохнут, темной зеленой краской нужно нарисовать полосочки.

Краски легко смешиваются друг с другом, что позволяет достичь любого желаемого оттенка, и осветляются с помощью специального бесцветного лака.

Полностью живопись по стеклу высыхает примерно за двое суток. Даже если сначала процесс покажется трудным, не стоит унывать: немного практики — и все получится. После того как удастся набраться опыта и, как говорят художники, поставить руку, можно попробовать выполнить рисунок, который должен быть заранее подготовлен и нанесен на кальку. Подложив под стекло рисунок, можно приступить к самому раскрашиванию стекла по рисунку. На керамической поверхности можно выполнить рисунок мягким, но Светлым карандашом или специальным маркером, предназначенным для выполнения рисунков на керамике. Можно использовать понравившийся мотив из журнала или книги и скопировать его на керамику при помощи копировальной бумаги.

Перед первой мойкой предмета необходимо подождать около двух недель. Лучше всего мыть предмет в теплой воде с моющим средством, не погружая его надолго в воду. Необходимо помнить, что предметы ручной работы нуждаются в уходе и заботе, поэтому лучше избегать украшения посуды или других предметов, которые нуждаются в частой мойке.

Существуют различные приемы живописи по стеклу. Например, контурная техника. При этом используется специальная паста в тюбике, которой обозначают контуры изображения, которые потом заполняют краской. Контурную пасту используют, кстати, и для создания витражей.

Если паста в начале тюбика застыла и превратилась в небольшие шарики, перед началом работы нужно выдавить небольшое количество пасты на пластиковую тарелку до появления однородной массы. Затем, положив тюбик горизонтально на средний палец до изгиба кисти руки между указательным и большим пальцами и придерживая указательным пальцем, чтобы не упал, начинают наносить на стекло контуры рисунка, выдавливая пасту осторожным нажимом на тюбик. Важно выдавливать пасту так, чтобы появлялся контур, похожий на небольшую проволоку средней толщины — без разрывов, однородную по всей длине.


Если в линии рисунка образуется «шарик» загустевшей пасты, его убирают зубочисткой. Зубочистками, кстати, можно подравнивать линию контура рисунка. Однако необходимо помнить, что эту операцию надо провести в течение 1-3 минут, иначе паста затвердеет, и убрать пасту будет уже гораздо труднее.

Перед раскрашиванием рисунка необходимо налить в емкость немного растворителя и выложить небольшое количество краски на пластиковую тарелку. Если появились пузырьки воздуха, краске нужно дать отстояться несколько минут. Затем начинают аккуратно наносить краску, не выходя за нанесенный контур.

Интересна следующая техника, широко популярная у графиков, позволяющая получать своеобразные «негативные» изображения. Для этой техники используется специальное средство — резина для кэширования, защищающая избранные участки от окрашивания. В специальных наборах красок по стеклу можно увидеть флакон, содержащий этот продукт природного происхождения. При нанесении на любую не впитывающую поверхность резина превращается в очень эластичную пленку, которая может быть удалена, если ее потереть пальцами. Таким образом можно защитить от окрашивания нужный фрагмент.

Чтобы нанести средство, круглую жесткую кисть окунают во флакон с резиной для кэширования и выполняют мотив на обезжиренной керамической поверхности. Поскольку резина быстро высыхает, рисовать нужно достаточно быстро и сразу же после этого промыть кисть в растворе аммиака. После того как рисунок высохнет (примерно через полчаса), на палитру наносят краски и готовят нужные цветовые сочетания. Можно использовать и один тон: например, темным цветом можно выполнить на керамике этнические рисунки или имитацию наскальных росписей. Плоской жесткой кистью (например, кистью № 8 из бычьего волоса) равномерно наносят краску на всю поверхность предмета, включая резину для кэширования. Для увеличения покрывной способности и равномерности после нанесения первого слоя краски можно нанести второй слой. После этого в течение суток работу просушивают. Когда краска высохнет, рельефные следы резины можно будет увидеть только при отражении света. Однако достаточно потереть резину пальцами — и пленка легко удалится, обнажив изначальный цвет керамики, на котором проступит своего рода негативный рисунок. Для сохранности работу нужно покрыть бесцветным лаком и перед первой мойкой подождать около двух недель.

Традиционной техникой для украшения керамической и фарфоровой посуды является тампонная техника. Ее можно применять как для создания живописных композиций, так и для приготовления фона и основ, на которых будет выполняться работа. Однако в этом случае требуется значительное количество краски. Краску выкладывают в широкую тарелку и макают в нее натуральную губку, стараясь не забирать слишком

большое количество. Если губка напиталась слишком сильно, то излишки краски можно устранить, потерев губку о бумагу или чистую ткань. Полностью обезжирив предмет, окрашивают его поверхность губкой, пропитанной краской. Для получения мягких оттенков фона краску можно разбавить бесцветным лаком. Если некоторые части предмета не должны окрашиваться, то их можно закрыть липкой бумажной лентой. Когда фон высохнет, на что потребуется около дня, его можно раскрасить кистью или же нанести на него трафаретный рисунок. На заднюю часть трафарета наносят немного легко удаляющегося клея и закрепляют трафарет на предмете. Затем пропитывают губку несколькими оттенками и наносят краску тампоном на трафарет, создавая оттенки и контрасты. Чтобы подчеркнуть глубину украшения, специалисты советуют начинать с более светлого тона. Между нанесением разных оттенков нужно сделать перерыв около получаса. Сразу же после работы трафарет снимают и высушивают в защищенном от пыли и источников тепла месте. Работу покрывают бесцветным лаком. Примерно через 15 дней изделие можно мыть.

Существуют и другие эффектные приемы, позволяющие преобразить привычный облик примелькавшейся посуды. Например, можно своими руками создать «старинную» кухонную утварь, если нанести на металлический чайник или миску специальный состав для имитации «старого металла».

Нужно лишь сначала очистить поверхности от пыли и жира и нанести плоской кисточкой специальную металлизированную краску, золотую или медную. Поверх краски, не дожидаясь ее высыхания, наносят слой патины: она быстро вызовет окисление металлических составляющих в фоновой краске, а в результате утварь приобретет «старинный» вид. Все необходимые материалы можно приобрести в салонах для художников.

Помимо расписной стеклянной и керамической посуды, интерьер очень украшают различные плетеные изделия. Простые способы плетения позволяют создать множество интересных и оригинальных вещей, превратить в произведение искусства обычную бутыль или кувшин, а используя обычную коробку или банку- получить очаровательное ажурное блюдо. Сплетенные из камыша и рогоза, такие изделия очень прочны и удобны в использовании, красивы и долговечны. Конечно, подобные изделия легко приобрести готовыми, но разве не интересно почувствовать себя настоящим творцом и изготовить вещь своими руками, используя свой собственный оригинальный замысел?

Например, для изготовления красивого блюда с ажурными стенками достаточно иметь стебли камыша и обычную круглую банку или коробку — ее нижняя часть послужит шаблоном для будущего блюда (рис. 27).

Работу начинают с изготовления донышка: переплетая под прямым углом равное количество стеблей (а) и затем оплетая его концы по кругу (в). После того как плетение донышка закончено, к нему добавляют дополнительные стебельки (стойки), которые продергивают в плетево рядом с прежними (б).

К круглой коробке-шаблону готовое донышко привязывают бечевой, прижимают концы камышин к стенкам и в несколько рядов оплетают «веревочкой». После этого одну половину каждой стойки наклоняют влево, а другую вправо. На уровне пересечения плетут «веревочкой» (г) так, чтобы один виток зажимал два перекрещенных стебелька, а два очередных оставались «холостыми». На следующем уровне перекрещенные стойки переплетают «веревочкой» в несколько рядов. Плетение по такому принципу повторяют до получения нужной высоты бортиков блюда. После того как работа закончена, заделывают бортики (д), как уже было описано ранее.


Оригинальная камышовая оплетка бутыли или стеклянной банки (рис. 28) не только эффектно выглядит внешне, но и предохраняет посуду от ударов, а также — благодаря пористости природного материала — служит надежной теплоизоляцией. В оплетенной камышом бутыли, например, можно надолго сохранить холодным квас в жаркий летний день.

Оригинальная оплетка для бутыли вина выполняется по тому же принципу, что и плетение ажурного блюда, о котором мы только что рассказали, с той только разницей, что потребуется большее количество материала, а в верхней части оплетки потребуется выполнить переход из цилиндрической формы в конус.

Итак, после того как донышко оплетки готово, его начинают оплетать «веревочкой» по кругу до тех пор, пока стебли не разойдутся веером во все стороны (а). После этого бутыль устанавливают в середину готового донышка и прижимают веерообразные стебли к ее стенкам, обвязав для большей прочности сверху бечевкой или прихватив резинкой (б).

К оплетке можно прикрепить ручку и деревянное горлышко с пробкой. Деревянное «горлышко» представляет собой своеобразный чехольчик (его можно выточить на токарном станке) с прорезанным в боковой стенке отверстием, в котором помещают верхний конец ручки (д, ё). Его можно снабдить пробкой и даже отдельно выточить крышечку-колпачок. Деревянные части можно заранее несколько раз пропитать горячей олифой, чтобы они не боялись влаги.

Ручку можно изготовить из ивового прута, распарив его и обогнув вокруг горлышка бутыли. После этого его очень туго стягивают бечевкой, сгибают дугой и привязывают концы к «туловищу» бутылки. В заключение ручку обматывают несколькими слоями того материала, из которого изготовлена сама оплетка.


После того как ручка прикреплена к бутыли, продолжают оплетку стенок. Как только будет достигнуто место, где цилиндрическая форма бутыли начинает переходить в конус, срезают ножницами часть камышинстоек (г), через одну или две. Продолжают оплетать бутыль и срезать лишние кончики, постепенно сужая отверстие. Когда ряды плетева достигнут горлышка бутыли, его края заделывают специальным шилом с ушком (в) и сверху надевают на горлышко заранее подготовленное деревянное «горлышко» с пробкой и колпачком.

Подобным образом можно изготавливать и другие красивые предметы: кашпо для цветочных горшков, хлебницы и сухарницы.

Чтобы сплести, например, хлебницу квадратной или прямоугольной формы (рис. 29), можно переплести между собой не одну, а сразу несколько камышинок, например, три вместе (а) «шахматным способом».

В этой работе тоже может помочь шаблон — картонная или фанерная коробка нужного размера (б). Можно взять в качестве шаблона и обычную дощечку. В дальнейшем порядок работы аналогичен описанному ранее: к шаблону прикрепляют плетево (прибивают мелкими гвоздиками), прижимают концы прутьев к боковым стенкам и переплетают «веревочкой» в 3-4 ряда. Если по замыслу хлебница должна иметь ажурные стенки, выполняют сетку из идущих параллельно крученых стоек: каждую пару расположенных рядом прутков последовательно перекручивают (в, ё) и на нужном расстоянии от донышка каждый из перекрученных прутков по отдельности переплетают «веревочкой». Так плетутся все ярусы ажурных проемов. Кромка (г) заделывается так, чтобы оставались небольшие петли: стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, заостряют ножницами конец и втягивают стойку в плетево, вставив в проделанное в шиле отверстие и оставляя петельку нужного размера.


Любопытно, что одним из модных веяний современного «народного» итальянского творчества (которое популярно, в частности, среди многих владельцев загородных усадеб в итальянских провинциях) является тенденция украшать дома аксессуарами из…бумаги в старинной технике папье-маше. Благодаря тому, что папье-маше обладает свойством принимать форму любого сосуда, при помощи бумаги, клея, краски, лака и полиэтиленовой пленки можно создавать чудесные аксессуары. Например, вазочки для цветов в актуальном «эко-стиле». Их можно украсить пшеничными колосками и полевыми цветами, зелеными травинками, листочками — любыми сухоцветами. Краски здесь не нужны, поскольку главный акцент делается на нежных природных оттенках, создаваемых при помощи цветочных лепестков, корешков и травинок.

Для изготовления этого очаровательного изделия из папье-маше понадобятся клей, исходный сосуд (основа, по которой будет изготовлена модель), нарезанная маленькими квадратиками бумага разной плотности — от легко размокающей до довольно плотной, 1 м тонкой полиэтиленовой пленки, ножницы, кисточки и прозрачный лак. Лак нужно выбирать очень внимательно, поскольку от него в основном и зависит визуальный эффект. Так, в описываемом примере использовался прозрачный лак, который обеспечил восхитительный «светящийся» эффект рисунка и фактуры вазы.

Сначала нужно выбрать форму будущего сосуда. Если взять в качестве основы обычную стеклянную или жестяную банку, в результате получится элегантная цилиндрическая ваза. Можно использовать полусферу от старого резинового мяча — для низкой и широкой вазы, или полиэтиленовую квадратную бутыль от питьевой воды, от которой предварительно отрезана верхняя часть — получится оригинальный четырехгранный сосуд.

Работу начинают с того, что основу с внешней стороны оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой. 06-клеивание бумагой ведется поверх этой пленки. Мелкие кусочки выкладываются подобно чешуйкам, один к одному, послойно. Самый первый слой состоит из обычной влажной бумаги. После того как он нанесен, поверхность аккуратно смазывают клеем и продолжают накладывать следующий слой, тоже из тонкой бумаги, смоченной клеем. Чтобы получить ровную и жесткую структуру будущей вазы, необходимо очень тщательно прижимать каждый бумажный квадратик, убирая воздушные пузырьки. Поначалу бумага может скользить под пальцами — это не означает, что работа идет неправильно. Если терпение и аккуратность помогут преодолеть этот этап, то дальнейший процесс пойдет более гладко.

Через два-три слоя можно воспользоваться более плотной бумагой или даже обычным медицинским бинтом. Материал нужно приклеивать особенно тщательно, промазывая более густым клеем. Самый последний слой выполняется из плотной белой размоченной бумаги или даже маленьких кусочков ткани. После того как клей подсохнет, бумажной салфеткой или влажной тряпочкой нужно аккуратно подправить места их соединения, чтобы сгладить неровности.

Затем обклеенную форму сушат при комнатной температуре. Не следует торопиться снимать вазочку с основы, чтобы не деформировать ее недостаточно затвердевшие стенки.

После того как бумага высохнет, ее осторожно снимают вместе с полиэтиленом и так же осторожно избавляются от полиэтилена, разрезая его ножницами.

Наконец, можно переходить к украшению изделия. Поверхность покрывают тонким слоем лака и накладывают украшения — сухоцветы, травинки, лепестки. Когда все будет готово, изделие опять покрывают лаком в несколько слоев и оставляют высыхать.

Из папье-маше можно изготовить и другие эффектные украшения интерьера, например, настенные декоративные тарелки из папье-маше.

Превратить старые тарелки в декоративные блюда можно и другими способами: например, украсить их цветами или другими узорами, вырезав их из самоклеящейся пленки. Крупные тарелки можно обтянуть тканью подходящей текстуры и цвета.

Оригинальную декоративную тарелку или поднос можно создать и с помощью техники декупажа. Об этой технике мы рассказывали в главе о декорировании мебели.

Можно даже выполнить целую композицию на выбранную тему, используя любые светлые блюда или тарелки. Форму, размер и тему рисунка подбирают обычно в зависимости от характера украшаемого помещения, цвета стен, общего стиля интерьера. Однако следует помнить, что оформленная таким образом вещь отчасти утрачивает функциональное значение- ее нужно оберегать от контакта с пищей. Зато декорированную тарелку можно повесить на стену, воспользовавшись при этом очень простым приспособлением — крышкой от обыкновенной консервной банки, снабженной колечком для открывания. Отделив крышку от банки, ее фиксируют с помощью стойкого клея на предварительно обезжиренной поверхности тарелки или блюда. Когда клей высохнет, украшение можно вешать на стену.

Волшебная лампа… из ниток.

Настоящим украшением комнаты и стильным дополнением интерьера могут стать светильники с нарядными абажурами. Есть очень много способов украсить абажур, чтобы придать ему еще большую изящность и оригинальность: бусинами и бисером, ажурным плетением и бахромой. Материал можно подобрать по

своему вкусу, но, разумеется, с учетом общего стиля интерьера. Абажур можно и полностью изготовить своими руками из ткани, ниток, шпона, бумаги. Для большей декоративности можно использовать одну и ту же ткань для абажура, занавесей, подушек и чехлов на мягкой мебели. Иногда для изготовления абажура могут подойти самые неожиданные вещи. Например, оригинальный абажур для ночника- светильника, которому, как правило, не требуется мощная лампочка, — можно изготовить из двух красивых разноцветных вееров, бумажных или шелковых (рис. 30). Веера закрепляются на двух параллельных деревянных планках (их можно окрасить), а между ними крепится небольшая лампочка-миньон. Деревянное основание должно быть полым внутри — ведь там будет спрятан электропровод.


Кстати, обычный ночник можно попробовать «оживить», добавив разноцветных бусинок, блесток и стеклышек, или даже выполнить мозаику из осколков зеркала.

Для абажура из ткани можно использовать небольшие лоскуты — например, обрезки обивочного материала, ситца или шелка. Самый простой абажур представляет собой колпак, сшитый из ткани по размеру металлического каркаса — он может быть туго натянут, присборен или собран в большие складки. Для того чтобы можно было выполнить сборки, длина полотнища должна примерно в полтора раза превышать длину окружности абажура, но чем плотнее и гуще складки, тем меньше света будет пропускать абажур.

Самое простое решение может оказаться, тем не менее, очень эффектным — достаточно лишь правильно подобрать декор абажура. Например, если в отделке стен кухни преобладают желтые краски, можно выбрать контрастную по цвету, яркую, жизнерадостную по тональности ткань, например, синюю, и обтянуть ею каркас старого абажура, а по краям отделать тесьмой (рис. 31).

Кстати, отделка края может быть очень изысканной. Например, к нижней части абажура можно пришить красивую ленту, тесьму или кружево. Очень элегантно смотрится пришитая по нижнему и верхнему краям абажура золотая лента разной ширины: верхняя лента закрепляет складки и завертывается на изнаночную сторону, чтобы закрыть срезы ткани, а кромки нижней ленты позволяют сформировать нижний край мягкими волнами.


На абажур из тонкого просвечивающего материала можно аккуратно наклеить несколько некрупных черно-белых фотографий, подвесить бисерные нитки, разноцветные перышки, украсить абажур блестками, зеркальной или цветной стеклянной мозаикой. Не менее эффектно выглядит абажур, украшенный «фитоживо-

писью»: прозрачными осенними листочками, сухими колосьями, засушенными лепестками цветов. Для детской комнаты может хорошо подойти светильник, по нижнему краю абажура которого закреплены маленькие мягкие игрушки.

Для оригинального украшения абажура можно использовать практически любые детали, подсказанные воображением и фантазией. Например, на рис. 32 изображена лампа, украшенная… перьями. Автора оригинальной идеи отнюдь не смутил некоторый диссонанс тонкой металлической ножки и кокетливой «шляпки». А материалом для экстравагантного украшения стала деталь вышедшего из моды вечернего платья.

Простой забавный абажур можно изготовить из самого обычного пакета из гофрированного картона. С одной стороны коробочку аккуратно обрезают по выгнутому сгибу, а для основания используют детали детской пирамиды, найденные среди старых игрушек выросшего чада (рис. 33).


Еще одна интересная идея — украсить абажур детской вертушкой: маленький пропеллер будет время от времени тихонько вращаться с умиротворяющим шелестом (рис. 34). Такой абажур можно сделать из картона, плотной бумаги или гибкого пластика.




Для интерьера, оформленного в морском стиле, можно изготовить замечательный «морской абажур» — причем из самой простой лампы (но желательно со светло-голубым абажуром). Достаточно лишь декорировать абажур ажурным тюлем с крупными ячейками — материал будет имитировать рыболовную сеть. Основа обтягивается сеткой, а верх и низ абажура украшаются тесьмой с морским орнаментом. Часть абажура можно задекорировать мягкими складками, а для усиления ассоциации закрепить «в сети» «улов»: маленькие кусочки янтаря, гальки, обточенные «морской водой» осколки стекла, створки раковин, небольшие игрушки, изображающие морских обитателей.

Так же легко можно превратить в эффектную деталь интерьера лампу на обычной подставке со скромным белым абажуром. Например, благодаря золотой краске или фольге такой абажур может обернуться настоящим предметом роскоши. Потребуется трафарет, золотая краска для работы по ткани и золотая тесьма, а также немного сусального золота или алюминиевая фольга золотистого цвета для оклейки ламповой подставки. Можно использовать и обычную серебристую фольгу, однако в этом случае ее нужно позолотить (используя специальную аэрозольную краску) после наклеивания на подставку лампы. Не стоит опасаться неровностей — некоторая шероховатость поверхности вполне допустима и лишь придает изделию шарм.

Трафарет с нужным рисунком можно изготовить самостоятельно, переведя на лист ватмана с помощью копировальной бумаги нужный рисунок и вырезав его. По трафарету абажур расписывается золотой краской. В заключение края обшивают богатой золотой тесьмой.

Приложив немного старания, можно выполнить несколько более сложную роспись шелкового абажура, и таким образом до неузнаваемости преобразить старую настольную лампу. Несмотря на больший набор требуемых материалов, профессиональные навыки для такой работы вовсе не нужны, достаточно простого желания неординарно украсить помещение; в то же время расписанная вручную лампа не просто осветит пространство, а согреет душу, создаст романтическое настроение.

Для работы потребуется лоскут натурального шелка, набор анилиновых красителей для шелка, закрепляющихся утюгом, резервирующий состав, стеклянная трубочка для нанесения резерва, кисти, пяльцы средней величины, около метра шляпной резинки, основание и каркас для абажура старой настольной лампы, молекулярный клей, несколько булавок для шитья, а также украшения. В приведенном примере, предложенном журналом «Идеи вашего дома», использовались берграс (заглицериненная трава), разноцветные стразы, окрашенные кусочки дерева, слюдяные фигурки — бабочка и стрекоза, а также шаблоны для прорисовки бабочек.

Краски, кисти, стеклянную трубочку и резервирующий состав можно найти в магазине для художников, а молекулярный клей и украшения, в том числе большой выбор заглицериненных трав, листьев, окрашенных кусочков дерева, декоративных бабочек и стрекоз из слюды предлагают флористические салоны.

Сначала необходимо выкроить шелк для абажура. В представленном примере использовался шелк белого цвета размером 90 х 70 см. Можно воспользоваться бумажной выкройкой или просто расположить каркас абажура на поверхности ткани боком и аккуратно перекатить его по материи, отмечая пунктирной линией карандаша верхний и нижний следы каркаса. От линии нужно отметить дополнительно 2-3 см на швы.

После того как ткань будет раскроена, ее раскладывают на ровной поверхности и размечают места, где будет выполнена роспись. В представленном примере художник задумал выполнить изображения бабочек разной величины так, чтобы они казались летящими в разных направлениях, поскольку это уравновешивает композицию.

В месте изображения первого украшения шелк закрепляют на пяльцах, прикрепляют булавками шаблон с рисунком и переводят рисунок карандашом на ткань, В стеклянную трубочку набирают немного резервирующего состава и аккуратно обводят карандашный рисунок, удерживая кончик трубочки перпендикулярно поверхности шелка и плавно перемещая руку с трубочкой. При этом очень важно следить за тем, чтобы линия получилась ровной, без разрывов, в противном случае при раскрашивании краска может вытечь за ограниченный резервом фрагмент ткани, и работа будет испорчена.

Теперь нужно немного подождать, чтобы резервирующий состав высох. После этого можно приступать к раскрашиванию рисунка. На кисть (в данном примере использовались колонковые, беличьи или синтетические круглые кисточки № 3) набирают небольшое количество краски и равномерно наносят ее на один из элементов узора. Постепенно раскрашивают рисунок, используя красители различных цветов. Чтобы получить яркие и смелые сочетания, можно использовать контрастные цвета — синий и оранжевый; зеленый и красный; желтый и фиолетовый. Можно выполнить рисунок в теплых тонах- желто-оранжево-красных — или холодных — синих, фиолетовых, зеленоватых, голубых.

Когда первый фрагмент будет полностью раскрашен, ткань на пяльцах передвигают и раскрашивают следующий элемент.

После того как весь будущий абажур будет расписан, краску закрепляют теплым (не горячим) утюгом. Для этого шелк с рисунком проглаживают сначала с изнаночной, а затем с лицевой стороны.

Затем можно приступить непосредственно к изготовлению абажура. Верхний и нижний края ткани дважды подворачивают и приметывают (впоследствии в них будет вставлена резинка). Эти швы и боковой шов прострачивают на швейной машине, продевают резинки и скрепляют их концы (чтобы абажур, натянутый на каркас, сохранял нужную форму и стягивался снизу и сверху, длина резинок должна быть немного меньше длины краев чехла). Абажур надевают на каркас и распределяют складки ткани по верхнему и нижнему краям плафона.

В заключение работы можно дополнительно украсить лампу. В нашем примере это оформление элементами флористики: берграс, расположенный по спирали, а также зеленый сыпучий материал (камешки, стрекозы, окрашенные кусочки дерева), прикрепленные к плафону с помощью молекулярного клея между переплетениями берграса. Таким образом, автору удалось создать впечатление, будто бабочки порхают на фоне травы. Чтобы придать композиции завершенность, на верхний торец лампы художник приклеил декоративные фигурки — бабочку и стрекозу.

Можно украсить абажур и не расписывая его, а просто приклеив или пришив декоративные элементы, как, например, в этом варианте украшения льняного абажура (рис 35).

Для работы использовался каркас для абажура, основание светильника, льняная ткань, бумажный шпагат, ножницы, клей для картона, специальный клей для ткани и фрагмент тюля нужной величины, с красивым крупным рисунком.


Сначала ножку лампы обмотали шпагатом, не приклеивая его к основанию, а лишь промазывая витки между собой клеем для картона.

Затем выполнили выкройку для абажура и вырезали ее, оставив припуски на швы и подгиб. Ткань сшили по краям и натянули на каркас, скрепив с обратной стороны. В качестве украшения к абажуру приклеили вырезанные из тюля красивые цветы.

Кстати, очень красивый абажур получится из льняной ткани с отделкой из роз, сделанных из шелковой ленты. Чтобы изготовить одну большую розочку, потребуется 1 м ленты, для изготовления розовых бутонов — примерно вдвое меньше. Чтобы создать из ленты розочку, материал скручивают, держа в одной руке, и прошивают каждый слой, чтобы ножка была тугой. Важно, чтобы лента имела так называемую «проволочную» кромку — это позволит формировать лепестки цветка любой формы. Декоративные цветы из ткани можно просто наклеить вдоль края абажура или «рассыпать» по всему полю, сформировав из них букетики (если лампа в абажуре не выделяет много тепла, можно использовать и засушенные цветы, например, маленькие розочки; однако их придется периодически заменять).

А украшением абажура на рис. 36 является красивая ткань и атласная лента.

Использовался обычный простой абажур (в качестве основы), красивая атласная ткань и подходящая по оттенку атласная лента, ножницы, клей для ткани, сантиметр, кисть, пробойник и молоток.

Сначала вырезали полосу ткани в ширину абажура, оставляя припуски на подгиб. После этого ткань промазали специальным клеем для того, чтобы она приобрела большую плотность. После высыхания на уплотненном материале загладили утюгом одинаковые жесткие складки (рис. 37 а), а в верхней части пробойником аккуратно выполнили отверстия на равном расстоянии от края.

После этого в отверстия продели ленту и завязали ее бантом (рис. 37 б). Равномерно распределяя складки, «атласный колпак» надели на абажур-основу, аккуратно приклеив к нему по верхнему и нижнему краям.


Можно оформить абажур и в так называемом восточном стиле — украсить его ожерельями из монет или наклеить стразы и бисер. Кстати, ожерелье легко сделать самостоятельно — достаточно аккуратно просверлить в мелких монетках отверстия дрелью и подвесить их на тонкую прочную проволоку. Используя стразы и бисер, можно воспроизвести на поверхности

абажура красивый восточный орнамент или выполнить абстрактную композицию по своему вкусу.

Приведем еще два интересных варианта оформления — абажур, украшенный пуговицами и тесьмой, и абажур, отделанный шнуром (рис. 38).

Для изготовления абажура с пуговицами потребуется красивая широкая тесьма, подходящие по цвету и стилю пуговицы и специальный клей для ткани. В представленном примере потребовалось 1,5 метра тесьмы и 10 пуговиц.

Сначала необходимо отмерить нужное количество тесьмы для верхнего и нижнего края: ленту оборачивают вокруг края абажура и обрезают по размеру. Чтобы лента легко загибалась за края абажура, предварительно нужно положить ее на гладильную доску и, потянув за свободный конец, прижать горячим утюгом, чтобы растянуть. После того как ткань остынет, ленту, лежащую на гладильной доске, изгибают.


При этом внутренний край тесьмы будет выглядеть немного присборенным, поэтому тесьму отпаривают утюгом и придают нужную форму.

На края абажура аккуратно маленькой кистью наносят клей и располагают по ним подготовленные ленты, загибая края внутрь абажура.

После этого размечают на абажуре позиции для пуговиц. В данном примере оформление выполнено таким образом, чтобы пуговицы располагались примерно в 8 см друг от друга.

Пуговицы также прикрепляют клеем, но для лучшего визуального эффекта через их дырочки предварительно продевают нитку соответствующего цвета и аккуратно завязывают узелком сзади. Таким образом,

создается впечатление, будто пуговицы пришиты к абажуру.

«Зашнурованным» можно сделать абажур, изготовленный из любого плотного однородного материала, кроме, пожалуй, металла и стекла. Для этого потребуется тонкая бумага для выкройки, заклепки и приспособление для их установки, а также красивый шнур необходимой длины (в представленном примере потребовалось около 2 м самой обычной веревки, поскольку она лучше всего подошла по фактуре и стилю к простому белому абажуру).

Прежде всего готовится выкройка: по ней легко размечать места для отверстий, через которые будет продет шнур. Бумагу оборачивают вокруг абажура, закрепляют скрепками и подравнивают по краям. Выкройка готова. Теперь ее нужно снять с абажура и сложить так, чтобы получить 16 равных частей. Для этого выкройку складывают пополам, затем еще раз пополам — получаются четвертинки; вновь пополам — восемь частей; и, наконец, еще раз вдвое — шестнадцать частей. Сгибы нужно тщательно разгладить. После этого выкройку разворачивают и размечают места для отверстий. В данном примере, чтобы получить крестообразную шнуровку, отверстия для заклепок были выполнены в два ряда: первый ряд — на 2,5 см выше нижнего края абажура, второй — на 4 см выше первого. Когда разметка выполнена, выкройку вновь надевают на абажур, аккуратно закрепляют и по меткам проделывают маленькие отверстия в самом абажуре. Здесь будут располагаться заклепки. Их устанавливают с помощью специального набора, строго следуя инструкции. Затем шнур продевают в отверстия. В представленном примере шнур продели в отверстия сначала вертикально в одну сторону, затем в обратном направлении, получив шнуровку крест-накрест. Концы шнура нужно вывести на внутреннюю сторону абажура, ровно подрезать и аккуратно закрепить.

Кстати, из двух абажуров одинаковой формы и контрастной расцветки можно сделать целый светильник- например, очаровательный ночник (рис. 39). Абажуры попросту соединяются широкими сторонами так, как показано на рисунке.


Для настольной лампы или потолочного светильника можно изготовить оригинальный шар-абажур из ниток.

Для этого потребуется шарообразная надувная основа (например, старый надувной мяч, желательно не менее 30 см в диаметре, или даже просто воздушный шар), вазелин (можно использовать паркетную мастику или просто обычный жирный крем для рук), клей (желательно на латексной основе), широкая кисть и цветные льняные или хлопчатобумажные нитки разной толщины (допустимо использовать бумажную бечеву).

Принцип изготовления абажура из ниток прост: смазанные клеем нитки хаотично наматываются на мяч, а когда клей застынет, изделие обретает жесткую форму. Важно не забыть, перед тем как приступить к изготовлению абажура, смазать надутый мячик тонким слоем вазелина или мастики, чтобы нитки не приклеились к самой игрушке. Надуть мяч перед работой нужно так, чтобы он был упругим и не сильно прогибался при нажатии. Место работы можно застелить защитной пленкой или старыми газетами, чтобы не испачкать поверхности клеем, который неизбежно будет капать с мяча.

Итак, взяв мяч за клапан для надувания, его равномерно обмазывают вазелином или паркетной мастикой (чтобы он не приклеился к ниткам и его можно было легко вынуть), а потом тонким слоем клея. Это нужно сделать достаточно быстро, чтобы клей на поверхности мяча не успел высохнуть.

Кстати, для удобства работы умельцы придумали оригинальное и в то же время простое приспособление для смачивания ниток клеем (рис. 40). В маленькой пластмассовой баночке проделываются два отверстия в стенках, в которые вставляется гвоздь с насаженной на него шпулькой от швейной машины. Отверстия располагают на высоте, чуть большей радиуса шпульки. В баночку наливают клей, устанавливают на место шпульку с нитью.

Нитки наматывают на мяч хаотично, часто меняя направление витков, следя за тем, чтобы нити почаще пересекались по диагонали, но и не слишком плотно, иначе абажур получится излишне темным.

Таким образом, с небольшими перерывами для высыхания клея, наматывают несколько слоев ниток.


Каждый слой должен предварительно подсохнуть перед наматыванием следующего.

Когда клей высохнет полностью, абажур можно снять с мяча. На игрушке открывают клапан и выпускают воздух, после чего очень аккуратно вырезают ножницами в клубке-абажуре отверстие, через которое вынимают спущенный мяч. Если намотка оказалась слишком плотной и абажур будет поглощать много света, можно выстричь ножницами или вырезать скальпелем отверстия на поверхности абажура, а по краям отверстий можно приклеить шнур или тесьму.

Верхнее отверстие служит местом для крепления патрона с лампочкой. К потолочной лампе абажур можно прикрепить средней толщины проволочками, проделав в нем небольшие дырочки вокруг отверстия для патрона. Однако нужно обязательно проследить за тем, чтобы лампочка не касалась абажура. В идеальном случае она должна находиться строго посередине, на равном расстоянии от стенок абажура.

Предложим вниманию читателя еще один интересный вариант того, как с помощью красивых ниток и бисера превратить простой светильник в стильную вещь (рис. 41). Этот способ был предложен в одном из номеров журнала «Идеи вашего дома».

Для работы потребуется простой гладкий абажур из плотного материала, клубки ниток разного диаметра, стержень-основа, разноцветный бисер, клей и прозрачный лак (рис. 42).

На стержень-основу нанизываются клубки ниток. Можно склеить их между собой и приклеить к стержню.

Затем можно переходить к украшению абажура. На его поверхность наносят клей и несколько раз «прокатывают» абажур по рассыпанному ровным слоем на листе ватмана бисеру. Можно поступить проще — посыпать бисер на абажур. После того как клей подсохнет, поверх бисера абажур покрывают лаком и, когда изделие высохнет полностью, протягивают шнур через стержень-основу, надевают патрон и вкручивают лампочку.




А из обычного стеклянного плафона, используя специальные краски для стекла (они не требуют дополнительного закрепления и мгновенно высыхают), можно создать изысканный «витражный» абажур (рис. 43).


Для работы потребуется стеклянный плафон (круглый, прямоугольный), калька, витражные краски для стекла, контур для витражей, кисточки (рис. 44).


На бумаге нужно нарисовать узор, которым будет украшена лампа. Рисунок переводят на кальку, а с кальки переносят на плафон. После этого специальным контуром для витражей нужно обвести весь орнамент так, чтобы он был выпуклым, и дать ему высохнуть. Теперь можно раскрасить рисунок по изначальному образцу витражными красками.

Абажур с просвечивающим рисунком можно сделать, и не расписывая его. Например, абажур светильника, представленный на рис. 45, сделан из обычной тонкой бумаги.


Изготовлен он был очень просто. В качестве основания использовалась квадратная деревянная доска, покрашенная в нужный цвет, к которой снизу были привинчены круглые металлические ножки. Корпус был выполнен из равных по размеру стеклянных деталей, скрепленных силиконовым герметиком. Бумажные декоративные вставки — это просто отксерокопированные понравившиеся изображения. Важно лишь, чтобы бумага была достаточно тонкой, чтобы сквозь нее проникало нужное количество света.

Любопытно, кстати, что самые модные и стильные абажуры требуют подчас для своего изготовления минимум затрат сил и времени. Так, например, интерьер в духе минимализма украсит светильник с абажуром, представляющим собой обернутый вокруг проволочного каркаса художественно надорванный прозрачный полиэтилен, поверх которого красиво расположена гирлянда с маленькими лампочками. Такой светильник можно подвесить и к потолку вместо люстры.

А «этническую» тему в декоре интерьера продолжит светильник или торшер с абажуром из картона и ткани из волокон рафии, произрастающей в тропических странах (рис. 46).

Из картона (например, белого) сворачивается цилиндр, края которого охватываются двумя металлическими обручами подходящего размера, которые закрепляются нитками. Из полосок рафии изготавливают бахрому, закрепляют ее декоративной тесьмой и нашивают полоски на предварительно выкроенную основную ткань. Остается обернуть тканью цилиндр и сшить края, и абажур готов.

Для светильников в японском стиле можно изготовить простые изысканные абажуры из ребристого упаковочного картона и деревянных планок. В примере, приведенном на рис. 47, использовались деревянные палочки из необработанного дерева, диаметром 0,4 и длиной 80 см.




Сначала в листе картона в шахматном порядке были сделаны небольшие прорези. Далее лист свернули в трубку и аккуратно закрепили, а в прорези вставили палочки, которые как бы «сплели» листы между собой и одновременно послужили светильнику опорами.

Очень эффектно выглядит и абажур из тонких планок — пластиковых или деревянных Оригинальность конструкции зависит от способа соединения планок. Можно поставить их так, чтобы плоскости были направлены в центр абажура,- тогда он будет «светиться снаружи». А можно расположить планки попарно углом друг к другу и направить свет вниз. Абажур можно окрасить, и тоже необычно, например, так, чтобы цвет и сила тона сгущались снизу вверх. Или окрасить планки по-разному с боковых сторон так, чтобы цвет менялся при перемещении человека по комнате. Интересного декоративного эффекта можно добиться, если сделать абажур в форме усеченного конуса с ажурным верхним донышком: от этого на потолке возникнут причудливые тени.

Приведем пример изготовления абажура из шпона (рис. 48). Потребуется 6 планок размером 150 х 750 мм, 6 кусков размером 150 х 630 мм и 2 кружка диаметром по 150 мм (в одном потребуется прорезать отверстие диаметром 90 мм, а в другом — 12 мм).

Последовательность работы показана на рисунке.

Сначала на кольцо с большим отверстием наклеивают короткие полосы. Сверху аналогичным образом укладывают длинные полосы. Чтобы получить более прочное соединение, клей рекомендуется наносить на обе склеиваемые поверхности. Для большей надежности наклеенные полоски шпона нужно дополнительно закрепить на кружке маленькими гвоздиками с широкими шляпками. Когда клей высохнет, будущий абажур переворачивают кружком вверх, вырезают в шпоне отверстие нужного диаметра и зачищают края выреза мелкозернистой наждачной бумагой. Затем свободные концы планок смазывают клеем и склеивают между собой и со вторым кружком таким образом, чтобы он оказался внутри абажура. Приклеив последние полосы, надевают абажур на какой-нибудь цилиндрический предмет (можно подобрать обычную стеклянную банку) и помещают сверху небольшой груз. После того как клей полностью высохнет, вырезают второе отверстие в верхнем кружке. Через меньшее отверстие пропускают провод, к которому присоединяют патрон электролампы. Для обеспечения пожаробезопасности светильника на провод надевают пластиковую трубку, выполнен из старого термоса с разбитой стеклянной колбой.


Осторожно удалив осколки разбитой колбы, в дне термоса проделали отверстие для электрического провода, а в горлышке укрепили патрон для лампочки. Кстати, для большей оригинальности термос можно расписать красками. Абажур для необычной лампы можно выполнить из ткани, например, клетчатой.

Красивую лампу можно сделать даже из обычной бутылки оригинальной формы или из вазы.


При этом понадобятся одна или две металлические трубки (для того, чтобы отрегулировать высоту установки абажура и закрепить патрон), электропровод с вилкой и выключателем, лампа накаливания мощностью не более 60 Вт и патрон для нее, переходное пластмассовое кольцо (оно позволит правильно зафиксировать каркас абажура на патроне), каркас для абажура, лист плотной и светлой с внутренней стороны бумаги размерами 22 х ПО см, сатиновая лента. Кроме того, будут нужны отвертка, плоскогубцы для зачистки концов электропровода, пассатижи, дырокол, вязальная спица, линейка, ножницы, карандаш и клей.

Рассмотрим последовательность изготовления такого светильника на примере создания лампы в стиле ампир или старого керамического горшка (рис. 51 и 52).


Сначала наглухо закрыли горлышко горшка. В нашем примере для этого использовалась латунная крышка с прикрепленным к ней на резьбе стержнем с кронштейном и раздвигающимся плоским упором, отрегулированным так, чтобы при установке он оказался в самой широкой части горшка. Выдвинув упор кронштейна, крышку зафиксировали в горлышке сосуда.

Если в роли светильника будет выступать красивая бутыль или ваза с узким горлышком, то вместо крышки можно закрыть сосуд резиновой пробкой подходящего диаметра. При ввинчивании трубки пробка немного расширится и будет надежно зафиксирована в горлышке.

Ввернуть в нее металлическую трубку с резьбой будет легче с помощью отвертки (а).

После того как крышка была закреплена, ввернули две металлические трубки длиной 10 и 3 см так, чтобы они заканчивались немного выше абажура: это зрительно увеличило высоту светильника (б).










Затем подвели электропровод к патрону, пропустив его через отверстие в металлической трубке. Для большего удобства соединения с патроном оставили небольшой запас провода (в).

Зачистив конец провода, его подсоединили к электропатрону (закрепив каждый проводник на соответствующей клемме), а оголенную часть закрыли изоляцией во избежание короткого замыкания (г).

Обрезав электропровод на нужном расстоянии от будущего светильника, разделили концы всех четырех проводников и, зачистив их, подсоединили к соответствующим клеммам выключателя. К другому концу электропровода присоединили вилку (д).

В зависимости от размера будущего светильника и высоты электропатрона подобрали каркас для абажура. А чтобы изготовить для него абажур, лист бумаги с помощью линейки и вязальной спицы слегка продавили по линиям, расположенным через каждые 2 см. (е). Сложив лист гармошкой, с помощью шаблона шириной 2 см наметили на одной из сторон каждой складки места для отверстий диаметром 5 мм так, чтобы одно из них располагалось в 2 см от края, а второе — в 1,5 см от первого (ж).

С помощью дырокола сделали симметричные отверстия в намеченных местах, кроме первой и последней складок.

После этого бумагу перевернули изнаночной стороной вверх и осторожно надрезали абажур ножницами (как показано на рисунке) для того, чтобы в дальнейшем в отверстия можно было вставить верхнее кольцо каркаса.

Положив абажур на плоскую поверхность, склеили вместе две крайние складки так, чтобы одна из них закрыла край бумаги (з). После высыхания клея проделали недостающие отверстия и пропустили ленту по всему абажуру.

Теперь нужно надеть и закрепить абажур на каркасе строго перпендикулярно вертикальной оси бутыли (и).

В заключение абажур надевают на каркас, вставив верхнее кольцо каркаса в отверстия нижнего ряда. Складки собирают (к) и расправляют, ленту стягивают и завязывают бантом (л).

Кстати, оригинальный светильник может быть не только красивым, но и функциональным. Так, оригинальная настольная лампа может в то же время служить хранилищем для домашней аудиоколлекции (рис. 53). Основание такой лампы изготавливается в виде колонки, в которой хранятся компакт-диски, а абажур подбирается в соответствии со стилем интерьера. Нужно лишь обратить внимание на то, чтобы между крепежной резьбой несущего стержня и патроном оставалось достаточное пространство. Это придаст лампе элегантность, увеличит зону освещения и удалит источник тепла от компакт-дисков. Вариант изготовления такого светильника предложил в одном из своих номеров журнал «Идеи вашего дома».


Давайте проследим за тем, как постепенно создавался светильник-колонка (рис. 54) для пятнадцати компакт-дисков: десяти простых и пяти двойных (разумеется, количество ячеек можно сделать любым).

Сначала из 10-миллиметровой фанеры были вырезаны 5 деталей: 2 боковые панели (35 х 15 см); задняя стенка (35 х 14 см); верхняя крышка (14,6 х 16 см) и цоколь (16,6 х 18 см).

После этого на внутренней стороне боковин было отмечено положение опорных планок под компакт-диски (опорные планки 14 см в длину имели сечение 4×4 мм). Важно, чтобы расстояние между планками на 1-2 мм превышало толщину коробки (стандартная толщина коробки для одного компакт-диска — 11 мм, для двух — 29 мм).










Важное требование — тщательно отмерить материал для опорных планок, которые должны быть одинакового размера. Удобно при этом линейку, по которой отмеряют материал, приклеить к поверхности стола обычным скотчем (а).

Затем опорные планки прибивают к боковинам, сложив их краями. В данном примере, для того чтобы точно выдержать расстояния между планками, использовались распорки шириной 30 и 12 мм (для двойных и одинарных компакт-дисков), после чего был наложен груз (б).

После этого маленькими гвоздиками планки были прибиты таким образом, чтобы они на несколько миллиметров отстояли от переднего края боковин (в).

Соединение деталей осуществлялось с помощью клея и шурупов с потайной головкой (размером 2,5 х 16 мм, из нержавейки или латуни), а выступающие края цоколя были отделаны полукруглым багетом (как и края крышки) и угловой накладкой (г).

Прежде чем ставить крышку на шурупы, ее зафиксировав несколькими гвоздями. Для более точной установки цоколя можно набить две технологические планки 10×10 мм, которые будут играть роль упоров (д).

Полукруглые багетные планки, после тщательного измерения, отпилили под углом 45° , а плоские накладки для цоколя — под углом 90°. Смазав клеем, накладки прибили гвоздиками к основанию стенок (г, д).

После этого вокруг цоколя был закреплен полукруглый багет (для большей точности работы можно предварительно нанести соответствующие отметки).

Угловые накладки устанавливаются по краю цоколя и стыкуются по скосам с углом 45°. Задняя накладка обрезается с двух сторон, боковые — только с одной (е).

После того как работа с цоколем была закончена, полукруглый багет закрепили на крышке, предварительно просверлив в ее центре отверстие для установки патрона. В завершение изделие обработали мелкой наждачной бумагой, тщательно удалили пыль и окрасили.

Следует заметить, что отделка такой оригинальной лампы может быть любой. Согласно своему вкусу можно предпочесть цветную окраску, бесцветное покрытие лаком или художественную роспись, как в нашем примере. Для выполнения такой отделки потребовалась тонкодисперсная шпаклевка, краски и кисти, тампоны и растворитель.

Тонкодисперсную шпаклевку нанесли плоской широкой кистью и хорошенько просушили, после чего зашпаклеванные поверхности отполировали водной абразивной суспензией (ж).

Затем на поверхность нанесли несколько оттенков золотисто-желтой краски и свободно растушевали их тампоном. После этого, обмакнув кисть в разбавленные растворителем краски двух разных цветов: золотистого (светлого) и красно-коричневого (темного), нарисовали несколько тонких неровных линий, имитирующих естественные прожилки древесины (з).

Прорисовку прожилок закончили тонкой кистью. После этого тампоном нанесли краску и закончили отделку растушевкой, широко проводя мягкой кистью по всей поверхности (и).

Прикрепляем абажур, и получаем оригинальную лампу-колонку для компакт-дисков.

См.также:

Составляющие уюта
В предыдущей главе мы упомянули легкий и изящный способ изменить привычный облик старой мебели, надев на диваны и кресла изящные красивые чехлы. Но это еще не все: многое зависит и от дополнительных аксессуаров, элементов оформления мебели. Например, обеспечить приятную атмосферу для отдыха и привнести в дом тепло и уют могут самые обыкновенные подушки…

Неожиданные решения для создания стильных мелочей

Как известно, все гениальное просто: так и самые интересные идеи требуют для своего воплощения самых простых вещей. Многим умельцам хорошо известно, какой замечательной основой для оригинальной поделки может стать, например, невзрачная лесная коряга: нужно лишь взглянуть на нее глазами художника, чтобы восхититься оригинальностью формы и богатством цветовых переходов… Главная страница сайта | Главная страница раздела